Страна уходит в минус

15 ноя, 11:50

Предметом особой гордости всех правительств, независимо от принимаемых ими решений по увеличению или сокращению объемов госдолга, оставалось стабильно низкое его отношение к ВВП. По международным стандартам угрожающим считается долг государства, превышающий 60% от произведенного совокупного продукта. Украинской исполнительной власти до сих пор удавалось удерживать этот показатель в 20%-ных рамках. Но на прошлой неделе миф о рекордно низких объемах госдолга развенчала Счетная палата, по мнению которой подвох кроется в некорректном учете. Позицию наших контролеров разделяет и Всемирный банк, указавший, что в действительности Украина вплотную приблизилась к опасной черте и, перешагнув ее, рискует повторить дефолт шестилетней давности. Наших контролеров и экспертов международных финансовых институтов настораживает не только небрежность власти по подсчету прямых и условных долгов. До сих пор Минфин так и не удосужился создать единого их реестра. К тому же легкомысленное накапливание валютного долга еще больше увеличивает риск дефолта. По информации Счетной палаты, 84% всех прямых и гарантированных обязательств страны находится именно в иностранных дензнаках, чего Украина, с ее чересчур переменчивым инвестиционным климатом и слишком большой зависимостью от коньюнктуры на внешних рынках, просто не может себе позволить. Наивно полагать, что власть настолько простодушна, что до сих пор не задалась целью регламентировать управление долгами. Попросту такая ситуация оставляет ей больший простор для маневра.
 
Вопрос о возможностях дальнейшего наращивания государственного долга оказался особенно актуальным сейчас, когда поступления от приватизации стали слишком ненадежным источником покрытия бюджетного дефицита. А исполнительная власть, позиционирующая себя особо рьяным радетелем народных нужд, вынуждена обеспечивать исполнение растущих социальных обязательств. Озвучивая предполагаемые объемы новых заимствований, она убеждает в их безопасности. Согласно правительственным планам в нынешнем году отношение государственного прямого долга к ВВП уменьшится с 14,9% (по результатам 2005 г.) до 14,1%, а в 2007 г. — до 12,8%; гарантированного долга — сохранится на уровне 3,5% в 2006 г. и снизится до 3,2% по итогам 2007 г. Это стало основанием для министра финансов Николая Азарова, всякий раз равняющегося на международные стандарты допустимых долгов страны, посетовать, что Украина имеет неприлично маленький долг.

Однако, как считают правительственные чиновники, установленная в мире 60%-ная (по отношению к ВВП) планка допустимого безопасного размера госдолга предполагает учет не только прямых и гарантированных долгов. «Поэтому данные о его размере существенно занижены и не отображают реального положения вещей, поскольку отчетность правительства не содержит всей информации относительно государственных долговых обязательств. По результатам проведенной Счетной палатой инвентаризации государственные финансовые обязательства, которые по международным стандартам относятся к прямому или условному госдолгу, втрое превышают декларируемые объемы», — сообщил на одной из последних коллегий Счетной палаты ее глава Валентин Симоненко.

По мнению аудиторов, среди условных долгов должны также учитываться муниципальные займы и привлеченные кредиты субъектов хозяйствования госсектора. «Скажем, официально государство не предоставляло гарантий под кредиты «Нафтогазу України». Но, учитывая стратегическую важность компании, предполагается, что оно давало неявные гарантии под привлекаемые ею займы», — поясняет научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Наталья Лещенко. Если «Нафтогаз» окажется не в состоянии гасить кредиты, государство не позволит начать банкротство компании, владеющей газовыми хранилищами, газотранспортной системой и другими стратегически важными для страны активами. Всемирный банк при подсчете условных обязательств Украины пошел еще дальше. «Несмотря на то, что Украина имеет низкий показатель соотношения долга к ВВП, она должна быть осторожна в отношении увеличения своей задолженности. Особенно с учетом относительно высоких показателей прямых и опосредованных условных обязательств. Грубая оценка уровня условных обязательств в 2005 году достигла 41,1% ВВП, в том числе 29,2% приходится на утраченные сбережения вкладчиков Сбербанка», — говорится в отчете ВБ.

Расставить точки над «і» и точно подсчитать, каков же на сегодняшний день долг страны, позволил бы специальный закон о госдолге, в котором, согласно мировым стандартам, была бы прописана соответствующая процедура учета. Однако ни одно из правительств так и не удосужилось подготовить нужный документ, предпочитая выстраивать долговую политику государства на свое усмотрение. «Такая позиция Кабинета Министров по отношению к жизненно важному для страны вопросу может снова завести Украину в долговую яму», — считает г-н Симоненко.

Виктория Подолянец

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/40636.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua