Законодатели интернет-моды

20 ноя, 09:43

Сегодня их успех — это яркая страница в истории развития Интернета. Джерри Янг и Дэвид Фило создали компанию стоимостью около $40 млрд., а их поисковиком Yahoo ежедневно пользуются сотни миллионов человек. Когда в конце 1993 года выпускники Стенфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило начали заниматься сбором и классификацией различных www-адресов, они совершенно не задумывались о будущем своего неприбыльного дела. Ведь изначально список Джерри и Дэвида не был предназначен для всеобщего обозрения — он составлялся исключительно для друзей, чтобы те могли посетить интересные сайты.
 
На голом энтузиазме
Первоначально ресурс состоял где-то из сотни адресов. Страничка называлась Jerry's Guide to the World Wide Web (Путеводитель Джерри по www) и находилась на компьютере, стоявшем в трейлере во дворе университета. Все могло бы так и остаться на любительском уровне, если бы не посетители сайта — время шло, а посещаемость все росла и росла. Джерри и Дэвид с удивлением обнаружили, что услугами их микрокаталога ежедневно пользуются сотни людей, которых они совершенно не знают и которые не имеют никакого отношения к Стэнфордскому университету. Адрес их сайта в буквальном смысле слова пошел по рукам.

Фило и Янг ежедневно получали десятки писем от посетителей своего каталога. Это были слова благодарности, пожелания, конструктивные предложения, но прежде всего — стимул продолжать их нелегкий труд. Сами того не заметив, они постепенно стали преобразовывать сайт согласно пожеланиям аудитории — вводились новые категории, появились разделы What's New (Что нового) и What's Cool (Что интересного). К концу 1994 года у Джерри и Дэвида в буквальном смысле не оставалось времени на сон и еду — они могли уделить этому максимум 4-5 часов, ведь число посетителей их страницы достигло миллиона в день.

В 1995 году друзья назвали свой сайт Yahoo в честь созданий из романа Свифта «Путешествие Гулливера». Они полностью забросили диссертации и стали заниматься только поддержанием каталога на должном уровне. Вот воспоминания их приятеля Майкла Морица о событиях января 1995 года: «Внутри их вагончика был бедлам: в одном углу стояли пустые коробки от пиццы, в другом — клюшки для гольфа, на полу валялся автоответчик, стульев не было и в помине; но Дэвид и Джерри были совершенно довольны всем, хотя и не выходили на улицу по несколько дней».

На пути к коммерческому успеху
Конечно, Yahoo был не одинок. Существовали и конкуренты — WebCrawler в Вашингтонском университете, Lycos в университете Карнеги-Меллон, платная поисковая система InfoSeek и другие. Но у Yahoo было существенное преимущество — в то время, как поиском и индексацией сайтов у конкурентов занимались роботы-спайдеры, в Yahoo это делали исключительно люди. Каталог создавался людьми и для людей. Благодаря этому использование системы значительно упрощалось — не нужно было мудрить над сложным запросом, можно было просто воспользоваться удобной и понятной иерархической системой категорий и дойти до единственного нужного сайта, а не проверять десятки тысяч адресов, выданных из базы данных поисковика-спайдера. Конкуренты, имевшие похожую иерархическую систему (EINet Galaxy, World Wide Web Virtual Library), в конце концов сдались и ушли с арены — в то время денег на этом заработать было еще нельзя. В результате, в 1995 году Yahoo стал безусловным лидером среди каталогов с иерархической организацией.

Ресурс рос и одновременно задыхался от собственной популярности. Было очевидно, что ему не место в компьютерной сети университета. И как раз в это время на дороге у его создателей появилась компания Netscape, предложившая ресурсы для содержания сервиса. В результате у Yahoo появился свой домен — yahoo. Примерно в это же время друзья нашли первого инвестора: благодаря поддержке известного инвестиционного фонда Seqouia Capital Джерри и Дэвид обзавелись офисом и наняли энергичную команду web-серферов в возрасте в среднем около 25 лет. Темпы роста каталога стали возрастать. В день добавлялось до 1000 страниц. Были, конечно, и предложения продать каталог. В частности, одним из возможных покупателей была AOL. Но Джерри и Дэвид не продали свое детище. Это была лишь первая веха на пути коммерческого успеха Yahoo.

Борьба за лидерство
В 1995 году Масайоши Сан, глава японского Softbank, купил 20% акций в Yahoo, а 12 апреля 1996 года компания провела IPO — при номинальной цене в $12 за штуку, к концу первого дня они продавались уже по $33. В 1999 году оборот Yahoo достиг $1 млрд., а прибыль — $150 млн. Yahoo начали называть одним из самых успешных и крупных предприятий в сфере интернет-бизнеса.

Но Джерри и Дэвид не собирались останавливаться на достигнутом — в 2000 году они запустили проект под названием Corporate Yahoo и купили тайваньский бизнес-сайт Kimo, впервые заявив о желании двигаться на обширный китайский интернет-рынок. Этот перспективный участок компания продолжает осваивать и сегодня — в прошлом году она приобрела 40% китайского поисковика Alibaba.

Позже, в 2005 году, Yahoo анонсировал запуск новой системы поиска текстов, фотографий и других документов, содержащихся в письмах. Необходимость такого нововведения возникла вслед за увеличением объема хранимых данных, ведь некоторые пользователи создают целые почтовые архивы. Подгоняемый конкурентом Google и его почтовым сервисом Gmail, Yahoo предложил своим пользователям 1 гигабайт бесплатного места. Параллельно было объявлено о намерении создать цифровую библиотеку, работа над которой уже идет полным ходом.

Сегодня компания, основанная Джерри Янгом и Дэвидом Фило, занимает второе место в мире по количеству адресов электронной почты (219 млн.), уступая лишь Microsoft с его сервисом Hotmail (221 млн.), а стоимость одной акции компании уже подкралась к $200. Yahoo превратилась в одного из основных законодателей интернет-моды, но не стоит забывать, что за этим громким успехом стоит, прежде всего, долгий и самоотверженный труд его основателей.

Сергей ОМЕЛЬЧЕНКО

Инф. delo


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/41212.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua