Избирательное вступление в ВТО

21 ноя, 14:54

В последнее время Верховная Рада наконец всерьез взялась за законопроекты из пакета ВТО. Приняв четыре законопроекта в целом, а остальные – в первом чтении, парламент занялся их принятием во втором чтении.
 
Как известно, «лучше поздно, чем никогда», однако принятие этих законопроектов уже не гарантирует вступление Украины в ВТО.

Несмотря на то, что в условиях Универсала национального единства и «Плане неотложных действий» антикризисной коалиции, рассмотрение законопроектов пакета ВТО было запланировано на сентябрь-начало октября, к середине прошлого месяца представители правящей коалиции демонстрировали стойкое нежелание заниматься этими вопросами. Премьер-министр Виктор Янукович несколько раз заявлял о необходимости дополнительного обсуждения норм, по которым Украина вступает в ВТО, с отечественными производителями, а спикер Александр Мороз заявлял о неприятии ряда этих норм, мотивируя свою позицию тем, что «нечего тащить сюда всякую рухлядь». В свою очередь пересмотр норм, полученных в результате многолетних переговоров украинской делегации с рабочей группой ВТО, мог привести к необходимости начинать эти переговоры «с чистого листа».

Для того, чтобы ускорить действия депутатов, Виктор Ющенко был вынужден перейти к радикальным действиям. 18 октября глава государства был вынужден лично передать в парламент полный пакет законопроектов, необходимых для вступления Украины в торговую организацию. Личное вмешательство президента обьяснялось тем, что, несмотря на свои многочисленные обещания, Кабмин не спешил передавать эти документы в Верховную Раду.

Таким образом, в конце октября парламентарии получили аж два пакета законопроектов ВТО. При этом представители и Кабмина, и Секретариата Президента не скрывали, что оба варианта несущественно отличаются меж собой. «Секретариат Президента использовал рабочие варианты этих законопроектов, которые подготавливало Минэкономики, в то время когда министерство дополнительно включило туда результаты консультаций с производителями», - отметил министр экономики Владимир Макуха. Его заместитель, возглавляющий переговоры с ВТО, Валерий Пятницкий отмечал, что «президентский вариант представляет собой полный набор всех норм, требуемых ВТО, тогда как в министерский вариант было включено ряд дополнительных позиций, не относящихся к требованиям этой организации».

Согласно регламенту Верховной Рады в случае поступления аналогичных законопроектов, за основу берется документ, поступившим первым. В соответствии с этим принципом, профильные парламентские комитеты рассматривали и рекомендовали к принятию именно президентские варианты документов, накануне решающих голосований депутаты приняли решение поменять пакеты местами. «Представители Секретариата признали, что правительственные варианты законопроектов лучше разработаны», - прокомментировал рокировку Владимир Макуха. Таким образом, ценой сознательного наступления на собственное достоинство, Виктору Ющенко все же удалось заставить Верховную Раду ускорить принятие необходимых законопроектов.

Однако даже полное принятие этих законопроектов не означает автоматическое открытие двери в торговую организацию перед Украиной. В первую очередь речь идет о неподписанных протоколах о либерализации торговли с Киргизстаном и Тайванем. С одной стороны, в случае с бывшей советской республикой, речь идет про выдвижение нашей стране заранее невыполнимых требований. Неофициально прозвучали требования по выплате так называемого «советского долга» в размере 27 миллионов долларов, Бишкек хочет не много не мало - полное открытие украинского сельскохозяйственного рынка.

Зайдя в тупик, украинские переговорщики рассматривают возможности каким либо образом обойти необходимость договариваться с бывшей братской республикой. В Рабочую группу ВТО пока неофициальным образом направляются заявления о политических мотивах позиции Киргизстана, его мотивацию «третьей стороной», про невозможность переговариваться с руководством республики в связи с проходящей в ней очередной революцией. Впрочем, пока украинские намеки остаются без ответа: несмотря на то, что формально решение о вступлении страны в ВТО принимается двумя третями голосов его ов, организация не спешит создавать прецедент вступления страны, которая имеет хотя бы один неподписанный протокол.

Подписав все другие протоколы, Украина на официальном уровне могла бы заявлять про политические причины позиции Киргизстана. Однако у нашей страны все еще остается еще неподписанный протокол с Тайванем. Чиновники заявляют, что подписание протокола с той страной является «вопросом двух-трех недель», однако эти разговоры слышно уже как минимум полгода.

И, наконец, Украина так и не завершила переговоры про объемы допустимой поддержки государством сельского хозяйства. Не исключено, что с ближайшего времени именно эти переговоры станут определяющими для украинских перспектив. Проблему для переговоров создало правительство, в начале октября установив квоты на экспорт пшеницы и смеси пшеницы и ржи. Две недели назад послы США, Германии и Нидерландов выступили против этого постановления, заявив, что его сохранение «не отразится позитивно на переговорах» по вступлению Украины в ВТО. Однако, несмотря на критику, Кабмин намерен сохранить квотирование как минимум до конца июня следующего года. «Квотирование остается, пока не будет решен вопрос внутренней продуктовой безопасности», - заявил министр экономики. В этой связи стоит напомнить ответ его заместителя Валерия Пятницкого на вопрос, что будет, если Украина не сумеет договориться с рабочей группой ВТО хотя бы по одному вопросу. «Члены Рабочей группы пожмут нам руку и скажут, что готовы подождать столько, сколько нам необходимо», - ответил он.

Олекса Богуш

Инф. glavred


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/41547.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua