22 ноя, 15:14
У нас есть немало компаний, способных провести публичное размещение акций на западных рынках
Есть все основания полагать, что бум российского IPO, начавшийся в прошлом году и продолжающийся в нынешнем, еще не скоро утихнет. В будущем году ожидается не меньший взрыв. По расчетам журнала "Слияния и поглощения", объем ожидаемых первичных размещений российских компаний до конца 2006 года — $22,49 млрд., в 2007 году — $13,54 млрд. Причина понятна — успех проведенных сделок стимулирует новые. Унаследуют ли украинские компании успех российских, зависит от целого ряда факторов…
Впечатляющая статистика
В 2005 году рынок IPO российских компаний испытал всплеск, который продолжается и в текущем году. По сравнению с 2004 годом, количество сделок выросло на 33%, а сумма привлеченного капитала — на 386%. Общий объем первичного размещения российских компаний через механизм IPO в 2005 году составил рекордную сумму — более $6 млрд. Причем более 70% всех размещений пришлось на Лондонскую фондовую биржу (LSE).
За всю историю IPO в России, с 1996 года российскими компаниями было проведено 37 публичных размещений на общую сумму $10,266 млрд. На российских площадках 11 компаний привлекли $1,2 млрд., размещение 27 компаний в Америке и Лондоне принесло им $9,063 млрд. (см. диаграмму). В это число включены также компании, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях, но имеющие основные активы в России. Такие компании, зарегистрированные в соответствующей юрисдикции, могут разместить на зарубежных площадках как депозитарные расписки (DR), так и собственно акции (OS). В частности, в 1999 году Golden Telecom разместил акции на NASDAQ, на LSE-AIM разместились такие известные компании, зарегистрированные в европейских юрисдикциях, как Urals Energy, Rambler Media, Sibir Energy, Peter Hambro Mining, Trans Siberian Gold и другие.
Для сравнения: всего в мире в 2005 году было проведено 1537 сделок IPO на общую сумму $167 млрд., в том числе европейские компании привлекли $62 млрд., американские — $33 млрд., Большой Китай — $22 млрд. Выручив $1,56 млн., АФК "Система" заняла пятое место среди крупнейших первичных размещений акций в Европе.
Рынок IPO продолжает отражать общие изменения в мировой экономике, а именно — энергичный рост в странах с развивающейся экономикой, связанный с наличием большого потребительского рынка, высокой доходностью инвестиций по сравнению с развитыми странами. По данным исследования Ernst & Young, не менее 29 стран, включая Россию, Бразилию, Египет, Грецию, Индию, Израиль, Казахстан, Малайзию, Польшу, Саудовскую Аравию, Южную Корею и ОАЭ, по суммарному объему IPO компаний преодолели рубеж в $1 млрд.
Стимулы для шага вперед
Существует несколько основных факторов, подталкивающих российские компании к выходу на IPO. Во-первых, российский экономический рост и усиливающаяся конкуренция усиливают стремление компаний привлечь дешевые инвестиционные средства для приобретения новых активов и внедрения инновационных технологий на производстве. Во-вторых, их заставляет размещаться на внешних рынках дороговизна внутреннего банковского кредита и желание повысить капитализацию, обеспечить ликвидный рынок собственных акций, в том числе и для подготовки компании к последующей продаже. В-третьих, IPO способствует созданию и улучшению имиджа компании на мировых рынках, дает возможность привлечь финансовые ресурсы с рынка акционерного капитала и — самое главное — открыть для компании возможность обращаться к этому источнику вновь и вновь.
По данным минэкономразвития РФ, за последние 6 лет реальный рост российской экономики (ВВП) составил около 43%, что позволяет говорить о преодолении последствий масштабного экономического кризиса 90-х годов. Во время кризиса предприятия почти не занимались обновлением производственных мощностей. В результате эти мощности были частично утрачены, физически и морально устарели. Сегодня для дальнейшего развития бизнеса многим компаниям необходимо вводить новые производства и модернизировать существующие, что порождает повышенный спрос на капитал. Это влечет за собой спрос на "длинные" деньги (на срок от 5 лет) и под гораздо меньший процент, чем сегодня предлагается банковской системой (т.е. под 5—6% годовых против 12—14% имеющихся на рынке).
Не удовлетворяемый банковской системой спрос на капитал мог бы компенсироваться на фондовом рынке. Однако этого не происходит в силу слабой развитости последнего. По итогам 2005 года общая капитализация компаний, котирующихся на двух основных российских биржах (РТС и ММВБ), составила около $900 млрд. С размещением акций "Газпрома" общая капитализация возросла до $1,5 трлн., однако это гораздо меньше общей капитализации компаний, котирующихся на Лондонской фондовой бирже (LSE). По различным оценкам, капитализация на LSE составляет 4,1—4,2 трлн. фунтов стерлингов, или около $6,6 трлн. К тому же российские биржи обладают недостаточно гибкой структурой капитала — очень мал объем собственно свободных средств. Наиболее типичными сделками, осуществляемыми на российском фондовом рынке, длительное время был обмен акциями. Все это не позволяет компаниям надеяться на привлечение более $1млрд. при разовом размещении.
Кроме того, стоимость активов российских компаний, приобретенных в результате приватизационных процессов, явно занижена.
Действия перечисленных факторов побуждают ведущие российские компании обращаться к такому источнику инвестиций, как мировой финансовый рынок. Практика показывает, что в настоящее время механизм IPO оказался наиболее удобным для российских компаний, так как он позволяет на выгодных условиях привлечь больший объем средств.
Вместе с выгодами участия в IPO-процессах компании испытали существенные трудности при выходе на IPO. Можно выделить следующие: необходимость раскрытия информации о компании; введение современных стандартов корпоративного управления; оценку динамики развития отрасли; оптимальный выбор биржевой площадки.
Также следует отметить, что Россия пока заметно отстает от других развивающихся стран по соотношению среднегодового объема IPO на внутреннем биржевом рынке и ВВП. С целью развития российского фондового рынка и увеличения числа первичных размещений Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР) в начале года упростила процедуру первичного размещения акций на российских биржах, фактически приведя ее в соответствие с требованиями LSE.
Украинская версия
В отличие от бума российского IPO, в Украине в этом вопросе наблюдается штиль, несмотря на то, что наша страна — достаточно привлекательный объект для инвестирования, а украинский бизнес нуждается в долгосрочных капиталовложениях. Это особенно остро проявляется в связи с повышением цен на энергоносители и необходимостью развития экономики. Рынок первичных размещений мог бы стать одним из перспективных способов привлечения иностранного капитала. Что же сдерживает IPO украинских корпораций?
Во-первых, это значительные системные риски и нестабильная государственная политика.
Во-вторых, законодательная и нормативная база не благоприятствует проведению IPO как на внутреннем рынке, так и на внешних. А также со стороны государственных органов не предпринимаются шаги, чтобы изменить ситуацию. В-третьих, отсутствуют хорошие менеджеры, которые могли бы стать двигателем процесса IPO. Кроме того, неразвитые стандарты корпоративного управления откладывают массовый выход украинских компаний на международный фондовый рынок на неопределенный срок.
К сожалению, современные стандарты корпоративного управления в отечественных компаниях внедряются довольно медленно и фрагментарно, поэтому многим из них придется столкнуться с данной проблемой при прохождении листинга на западных биржах.
Если крупнейшие отечественные корпорации имеют средства и желание для внедрения современных стандартов корпоративного управления, то у менее крупных компаний нужного количества ресурсов и воли может не найтись. Развитые стандарты корпоративного управления требуют от компании, в частности, открытости и публичности, т.е. обнародования движения денежных потоков и раскрытия информации о бизнес-процессах. Далеко не все компании сегодня готовы к этому, т.к. в условиях украинского рынка это может поставить их бизнес под угрозу. Однако без раскрытия информации и внедрения прозрачных схем ведения бизнеса доступ на мировой финансовый рынок будет закрыт.
В Украине есть уже немало компаний, готовых и способных провести публичное размещение акций на западных рынках и при этом максимально открыться, стать публичными. Но у менеджмента и основных акционеров этих компаний еще нет осознания того, что эффективное управление капитализацией компании на рынке и возможность в любой момент продать свои акции по высокой и справедливой цене несут в себе гораздо больше преимуществ, нежели полный контроль над хозяйственной деятельностью компании.
Для экономического развития необходимо на государственном уровне стимулировать проведение IPO отечественными корпорациями как на зарубежных, так и на внутреннем рынках. Для этого предстоит создать благоприятные условия для размещения ценных бумаг на рынке. Например, не подвергать налогообложению эмиссионный доход, упростить процедурные вопросы и т. п. Безусловно, если украинские компании и начнут массово проводить IPO, первоначально это будет проходить на западных площадках, так как внутренний рынок пока не готов к его проведению. Вот только бы проведение IPO украинскими компаниями стало своевременным. Так как время от времени меняется и финансовая мода, случаются всплески новых эмиссий, когда возникает неисчерпаемое предложение новых спекулятивных выпусков и такой же неисчерпаемый спрос на них. После чего происходит падение.
Попадут ли в нынешнюю цепную реакцию IPO на западных финансовых рынках украинские компании, и какова будет эффективность, во многом зависит и от государственных органов, и от самих компаний, а также от своевременного принятия решения и уровня подготовленности к этому.
Михаил КРАПИВИН
Инф. versii
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/41781.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua