29 ноя, 14:17
Несмотря на реально существующие проблемы злоупотреблений с единым налогом, "упрощенка" доказала свою жизнеспособность
В последнее время предметом заявлений, обсуждений и опровержений стала вечно актуальная тема "упрощенки". В пылу дискуссий вокруг проекта госбюджета Украины на 2007 год в некоторых СМИ появилась информация о возможном ограничении или отмене упрощенной системы налогообложения. Тем не менее первоначальный проект Закона Украины "О Государственном бюджете на 2007 год" не содержит никакого сужения сферы применения упрощенной фискальной системы. Плюсы и минусы "упрощенки" сравнивались не раз. Мы решили снова вернуться к этой теме…
Вместо предисловия. Можно констатировать тот факт, что в настоящее время самым действенным механизмом стимулирования и развития малого бизнеса является единый налог. Все виды упрощенного налогообложения, несмотря на их отличия, объединяет общее функциональное предназначение — такие системы позволяют применять простые правила начисления и уплаты налогов, облегчают учет и удешевляют подготовку налоговой отчетности. Можно сказать, что "упрощенка" (кроме единого налога для юридических лиц) — это наперед определенное налогообложение, когда размер налога не зависит от величины доходов, полученных в процессе ведения предпринимательской деятельности. При этом такая система не является льготной. И если вы пользуетесь единым налогом, а не общей системой, то меньше в государственную казну все равно заплатить не удастся (конечно, при условии, что вы не нарушаете налоговое законодательство).
Сама по себе идея упрощенного налогообложения интересна и жизнеспособна. Ведь с ее рождением в Украине резко увеличилось количество законно зарегистрированных предпринимателей, бюджет получает стабильные и легко прогнозируемые суммы доходов от единого налога, меньше субъектов хозяйствования работают в тени. Но вместе с тем практика применения такой системы с точки зрения интересов государственного кошелька выглядит не так уж и радостно. Во-первых, существует и актуален негативный фактор отмывания теневых доходов посредством единого налога; во-вторых, как следствие, — местные бюджеты несут определенные потери. И это значит, что "упрощенка" — один из элементов вечного поиска баланса интересов государства и бизнеса — пока не стала панацеей, но и не приносит вреда.
"Технические" детали. Упрощенная налоговая система была введена Указом Президента Украины "Про упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции от 28.06.99 г. №746/99 (далее — Указ). И с тех пор ее существование безоблачным назвать никак нельзя. Власть постоянно ведет дискуссии на внутриведомственном уровне и с представителями предпринимательских организаций по поводу ее действенности, несовершенства, условий применения. Сегодня субъект малого предпринимательства имеет право самостоятельно выбирать способ налогообложения своих доходов (общая и упрощенная система). И если вам вдруг захотелось простоты и прозрачности в фискальных контактах с государством, можете платить по единому налогу. Конечно же, при определенных условиях. Согласно статье 1 Указа частным предпринимателям и юрлицам позволят использовать упрощенную систему. физлицам — при условии, что в трудовых отношениях, включая ов семьи, на протяжении года пребывает не более 10 субъектов и объем выручки от реализации продукции за год не превышает 500 тыс. грн.; юридическим лицам любой организационно-правовой формы деятельности — соответственно не более 50 человек и при выручке не выше 1 млн. грн.
Теперь детальнее. К примеру, предприниматель, который в декабре 2005 года получил выручку 400 тыс. грн., а в январе 2006-го еще 350 тыс. грн., может позволить себе остаться "единщиком", если отдельно за 2005 и 2006 год его выручка не превышала максимально разрешенного размера. В общем-то, на размер единого налога для физлиц выручка не влияет, но ее необходимо подсчитывать для подтверждения самого права быть плательщиком единого налога (и не забываем о ведении учета).
Что касается наемных работников, то у предпринимателя не может быть более 10 сотрудников одновременно. На протяжении года у него может работать любое количество людей при условии, что одни работники будут увольняться, а на их место придут другие. Налоговая отслеживает количество наемных лиц с помощью справки о трудовых отношениях физлиц с плательщиками единого налога (справка является обязательной и именной, действительна при наличии документа, подтверждающего личность).
Далее о суммах и ставках. Для физического лица ставка единого налога устанавливается местными советами по месту его регистрации в зависимости от вида деятельности и не может быть меньше 20 грн. и больше 200 грн. (при ведении нескольких разных по налогообложению видов деятельности устанавливается максимальная ставка). Однако при использовании наемной рабочей силы либо участии в бизнесе ов семьи плательщика ставка увеличивается на 50% за каждого человека. И вся эта сумма обязательств подлежит уплате наперед — не позже чем 20-го числа текущего месяца. Для юридического лица возможны следующие варианты: первый — 6% суммы выручки от реализации продукции без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость (согласно Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость" (168/97); второй — 10% от суммы выручки без акцизного сбора в случае включения НДС в состав единого налога.
Если вам вздумается променять 6% на 10% или же наоборот — делать это можно, но не чаще одного раза в год. И еще интересная информация для тех, кто думает, переходить ли ему на "упрощенку". Вы не сможете пользоваться единым налогом, если: занимаетесь игорным бизнесом, имеете дело с подакцизными товарами или же добываете драгметаллы и торгуете ими. Кроме того, прежде чем выбрать единый налог, рассчитайтесь с долгами перед бюджетом: согласно законодательству право применения упрощенной системы предоставляется при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей (за прошедший отчетный налоговый период). При оформлении "упрощенки" подавайте письменное заявление в орган государственной налоговой службы по месту госрегистрации не позже, чем за 15 дней до начала следующего отчетного налогового периода (квартала).
Теперь о том, какие неординарные преимущества получают пользователи упрощенной системы и чего они лишены в сравнении с теми, кто платит по общей системе. Итак, субъекты малого предпринимательства — единщики — не являются плательщиками следующих видов налогов и сборов (согласно статье 6 Указа):
• налога на добавленную стоимость (кроме случая, когда юрлицо выбрало ставку 6%);
• налога на прибыль предприятия;
• налога на доходы физлиц (для физлиц — субъектов малого предпринимательства);
• платы (налога) за землю;
• сбора за специальное использование природных ресурсов;
• сбора в Фонд социальной защиты населения;
• сбора на обязательное социальное страхование;
• коммунального налога;
• налога на промысел;
• сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;
• сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг; • взносов в Фонд социальной защиты инвалидов;
• взносов в Государственный фонд содействия занятости населения.
• платы за патенты согласно Закону Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности".
Итого выходит более "чертовой дюжины" разных фискальных "заморочек", которые без опытного бухгалтера не посчитаешь.
Но при всех этих плюсах нельзя забывать и об определенных неудобствах применения упрощенного способа налогообложения. Во-первых, это ограничение объема валового дохода, во-вторых, ограничение ассортиментного ряда товаров, в-третьих, ограничение количества наемных работников, в-четвертых, отсутствие возможности параллельной работы по специальному торговому патенту.
Мировой опыт. Такова ситуация с "упрощенкой" у нас, в Украине. Теперь что касается зарубежного опыта. Из 26 стран бывшего соцлагеря 18 уже активно используют упрощенную систему налогообложения. Это, к примеру, Эстония, Литва, Словакия, Болгария, Венгрия, Румыния, Грузия. Интересным фактом является то, что введение единого налога пришло в эти страны вместе с переходной экономикой.
Если говорить о развитых странах, то, например, в Израиле аналог "упрощенки" был введен с середины 1980-х годов. В Швеции — еще раньше. В США формально отсутствуют специальные налоговые режимы. Но, компании, имеющие незначительную прибыль, платят налог по более низким ставкам — от 15 до 35% в зависимости от суммы годового дохода.
Подытоживая, можно заметить, что на сегодняшний день в мире все больше стран, где при проведении экономических реформ правительство ориентируется на интересы малого и среднего бизнеса, а не крупного. И, как правило, это — развитые страны с устоявшейся рыночной экономикой. В наших условиях, несмотря на реально существующие проблемы злоупотреблений с единым налогом, его несовершенство, сложности и перегруженность общей системы налогообложения, "упрощенка" доказала как минимум свою жизнеспособность. Остальное можно исправить…
Инга ЛЕВЧЕНКО
Инф. versii
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/42858.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua