Что в госзакромах?

05 дек, 11:35

Кроме воров и долгов — проекты постановлений

Госкомрезерв не досчитался 340 тысяч тонн зерна. По предположению главы этого ведомства Виктора Кириченко, оно было разворовано. А еще 40 тысяч тонн было реализовано по низкой цене — 129 гривен. «Нам потом это зерно снова пытались продать, но уже по 840 гривен, — рассказывает главный кладовщик страны журналистам и добавляет: — Мы, конечно, принимаем самые активные меры по его возврату, но вернуть удается незначительную часть. Работа продолжается». Кириченко даже поведал, что существует специальное поручение премьер-министра Виктора Януковича соответствующим силовым структурам и облгосадминистрациям.

Впрочем, воровство — это, как говорится, дело прошлое. На закупках урожая нынешнего года оно отразиться не должно. Нужное количество будет собрано вовремя, утверждает Кириченко. По его словам, к концу года в госрезерве на хранение будет находиться один миллион тонн зерна — ровно столько, как предписано распоряжением правительства. Контракты на закупку около 250 тысяч тонн уже заключены. Что касается средств для его закупки, то Кириченко отметил, что они вполне достаточны, чтобы выполнить план. Сколько зерна уже находится в госзакромах, глава Госкомрезерва не уточняет, ссылаясь на то, что эта информация «не для широких масс».

Политика комитета такова, что постепенно цены производимых им закупок повышаются: «Мы пересматриваем ценовую политику в сторону увеличения и приближения к рыночным ценностям». Сегодня пшеницу третьего сорта закупают по цене 840 гривен, а четвертого — 780. Раньше цены были ниже, но в связи со сложившейся на внутреннем рынке ситуацией комитет был вынужден их повысить. Закупается зерно на конкурсах, а с недавнего времени и через Аграрную биржу.

Но если с зерном есть шероховатости, то с сахаром все гладко. Осталось закупить небольшое количества, примерно 10—15 тысяч тонн, и госрезерв будет сформирован, отмечает глава ведомства. Но, оказывается, такие объемы — это, по признанию Кириченко, «максимум, что мы будет закупать». Так куплено ли хоть что-нибудь до сих пор?

Конкретного ответа на этот вопрос не было. Зато были уверения в том, что в скором времени большая часть проблемы будет решена и разъяснения в отношении того, что комитет сотрудничает с правительством, ведь он — важная составляющая и государственной политики, и экономики, и социальной сферы. Ну кто бы спорил? Если бы глава ведомства изъяснялся более определенно и, как говорится, поменьше надувал щеки, убеждая в своей значимости.

На самом деле нынешний госрезерв, включающий также резерв мобилизационный — это большой клубок проблем. В советское время там хранилось буквально все, включая, наверное, не только колбасу, но и ракеты. Сегодня хранить огромные запасы практически негде, а предприятия-производители, которые раньше делали это безропотно, став частными, требуют с государства плату за услуги. Кириченко также сетует на то, что «если вовремя не заплатить частным предприятиям за хранение, то возникает предпосылка к своевольному использованию мобилизационного резерва».

В результате у Госкомрезерва постоянно растут дебиторские и кредиторские задолженности. И Кабмину приходится сейчас работать над решением этого вопроса. Среди крупнейших государственных должников — энергогенерирующие компании, и вряд ли правительству удастся заставить их раскошелиться в зимний период, когда от них так много зависит... А всего, по данным Кириченко, общая задолженность перед комитетом, различных предприятий, министерств и ведомств за предоставленные раннее товарные кредиты составляет около 3,5 миллиарда гривен. А долг комитета за хранение всего 58 миллионов гривен. И тем не менее судебные исполнители заблокировали счета Госкомрезерва, через которые велись расчеты за хранение товарно-материальных ценностей. При этом Кириченко переживает за базы — предприятия, которые специализируются исключительно на хранении. Ведь они выживают только за счет своевременной платы за эти услуги со стороны комитета...

Недавно Счетная палата провела его комплексную проверку. По словам Кириченко, среди прочего упрекали в «непрозрачности проведения тендеров». С этим председатель, похоже, согласен. Он надеется, что вскоре Кабмин примет постановление о новом порядке реализации товарно-материальных ценностей госрезерва, что позволит уже со следующего года использовать более прозрачную схему. Ранее доступ к конкурсам, проводимых Госкомрезервом, имели только определенные структуры, откровенничает Кириченко. «К сожалению, — говорит он, — только определенный круг предприятий выходил на конкурсы по приобретению товарно-материальных ценностей, и от этого они (структуры. — Авт.) имели прибыли, а то и сверхприбыли». Оглядываясь на такую ситуацию, комитет внес на рассмотрение правительства предложение о том, чтобы конкурсы по закупке товарно- материальных ценностей из госрезерва для таких структур как Министерство внутренних дел, Министерство обороны и другие проводились только при участии этих министерств и ведомств. Таким образом ведомство Кириченко рассчитывает снизить уровень коррупции.

«Госкомрезерв должен стать мощным рычагом влияния на внутренний рынок товарно-материальных ценностей», — считает Кириченко. Для этого он совместно с Минэкономики разрабатывает концепцию совершенствования деятельности комитета, которую должен будет утвердить Кабмин. А пока комитет делает первые шаги в борьбе с «вечными» проблемами — коррупцией, разворовыванием, долгами.

Мария СЕМЕНЧЕНКО

Инф. day


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/43703.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua