Принятие бюджета. Торг уместен

07 дек, 11:18

Бюджетный процесс можно считать закрытым. По крайней мере, если Президент не воспользуется своим правом вето. А это маловероятно, если учесть что новый год – уже на носу.
 
Никто не поспорит, что принятие бюджета – важный для страны процесс. Тем не менее, главные лоббисты нынешнего бюджетного законопроекта – премьер Виктор Янукович и спикер парламент Александр Мороз сочли более важным отправиться по командировкам (кто в США, кто в Польшу), оставив это дело на своих соратников – Николая Азарова и Адама Мартынюка, соответственно. В принципе, возможно, что отсутствие «высших инстанций» как раз и повлияло на такое скоропостижное принятие бюджета-2007.

Вопреки ожиданиям, что бюджет будут принимать постатейно, как прогнозировал это «Главреду» глава комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Владимир Макеенко, депутаты, видимо, решили не тянуть резину в столь сложном законодательном документе.

Итак, за принятия главного финансового документа на будущий год проголосовало 249 народных депутатов. В процессе голосования, депутатам из Партии Регионов помогли «однокашники» по коалиции из СПУ и КПУ, а также несколько штыков, отбытых из  БЮТ и НУ.

По сравнению с проектом бюджета, рассматривавшегося в первом чтении, проект нынешний отличается практически лишь своей расходной частью. Так, расходы увеличены на 468 миллионов гривен, а предельный размер дефицита увеличен с 15 миллиардов 148 миллионов до 15 миллиардов 715 миллиона (т.е. 2,6%). Объемы предоставления кредитов из госбюджета увеличились на 100 миллионов. При этом доходы населения остаются на том же уровне. Прожиточный минимум на человека в расчете на месяц составит: 492 гривны, с первого апреля – 501 гривна, с октября – 510. Неизменным остается размер минимальной заработной платы – 400 гривен, а с 1 июля – 420 гривен, а с 1 декабря 2007 года – 450 гривен. То есть, в будущем году минимальная зарплата не сравнится с прожиточным минимумом.

Подарков не принес бюджет и украинской армии, празднующей сегодня свое 15-летие, и ее министр Анатолий Гриценко выглядел в связи с этим довольно грустно. На примере Министерства обороны парламентарии косвенно продемонстрировали свое отношение ко всему пакету бюджетных законов: коалиция улыбалась и рассказывала о том, какой бюджет идеальный и социально ориентированный, а оппозиция жаловалась на его антисоциальную составляющую, в том числе – на ущербность неугодных коалициантам министерств – обороны и иностранных дел.

Павел Жебривский, заместитель главы комитета по вопросам бюджета ВР («Наша Украина»):
Сказать, что правительство не учло всех предложений президента – нельзя. Однако ключевые предложения не были учтены: особенно, по социальному аспекту.

Бюджет характеризуется ручным управлением и вмешательством в деятельность местных органов самоуправления. Это значит, что утверждения штатного расписания в гор- и райсоветах в том числе с фондом заработной платы будет происходить только через Кабмин. Понятно, что это – способ взять под свой контроль не только правительственную вертикаль, но и местное самоуправление. Это к вопросу о децентрализации власти, за которую так ратует господин Мороз. Недофинансирование некоторых министерств – это «охота на ведьм». Что будет дальше с Министерством обороны – об этом можно только ть. Вообще, бюджет переполнен количеством лоббистских программ. Например, на приобретение гамма-ножа (реальная стоимость которого составляет 34-35 млн. грн.) в бюджете заложено – 54,4 млн. Если на первом этапе его покупкой должно было заниматься МОЗ, то сейчас этим вопросом будет заниматься Минфин. Итак, мы будем советовать Президенту наложить вето на бюджет.

Николай Томенко, народный депутат (БЮТ):
Вопреки тому, что на дотации разных проектов (например, АПК) размер финансирования увеличились, но на социально-культурную сферу… Например, на реконструкцию фельдшерско-акушерских пунктов выделено 100 миллионов (из спецфонда от приватизации), а на реконструкцию «Феофании» - 600 миллионов. И на охотничьи хозяйства Кабмина расходы увеличены. В общем, меня обеспокоило то, что тысячи поправок от народных депутатов были учтены частично, а 90% не учтено совсем. Поэтому следовало бы говорить про второе повторное или третье чтение проекта бюджета. Вето Президента – это конфликтный путь развития ситуации. Я, как гражданин, заинтересован в том, чтобы бюджет был принят до 31 декабря. 

Иосиф Винский, комитета по вопросам бюджета (СПУ):
Мне интересно, как будет выглядеть Соцпартия и Компартия, когда в бюджете почти уничтожена ее социальная составляющая. Что касается Президента, то он вчера четко высказал свою позицию, и я ее абсолютно поддерживаю: минимальная зарплата и пенсия не должна быть ниже прожиточного минимума. Юля Тимошенко это сделала в свое время. Почему это можно было сделать в условиях колоссального дефицита бюджета, а сейчас – нельзя? Во-вторых, мне неясна позиция, связанная с перераспределением ВВП через бюджет – 30%. Мы должны осознавать, что бюджет не может быть социальным, так как система перераспределения – абсурдна. Я уже не говорю о финансировании по политическому признаку некоторых министерств и регионов. Когда финансирование Луганской или Донецкой областей в несколько раз превышают финансирование всего западного региона. Видно, что команда, которая сегодня руководит страной, не имеет Бога в сердце. Поэтому, я считаю, что Президент четко должен настаивать на своем. Он должен заставить переделать проект бюджета в течение 10 дней с точки зрения реализации социальной сферы.

Виталий Хомутынник, народный депутат (Партия Регионов):

Невозможно же учесть все предложения! По моему мнению, бюджет, который сегодня приняли – отвечает главному – балансу расходов и доходов. Он отвечает социальным стандартам, то есть вырастают социальные расходы, с другой стороны – повышается размер капитальных вложений. Я считаю, что этот бюджет – реален для исполнения. Главное то, подпишет ли его Президент? Я считаю, что если он будет руководствоваться логикой и здравым умом, то он должен подписать этот закон. Если же он будет руководствоваться политическими ами, то это угрожает срывом бюджетного процесса.

P.S.: Итак, как видим, бюджет превратился в что-то наподобие репетиции аукциона. Несмотря на то, что большинство пожеланий Президента были учтены (как-то выведение в отдельный законопроект пунктов о налогообложении и положений о СЭЗ и ТПР), оппозиция все-таки настаивает на его антисоциальности. Единственной загадкой теперь остается лишь одно: пойдет ли Президент на вето или нет? Если да, то последствия очевидны: усиление конфронтации во власти и то, что Украина войдет в 2007-й без главного финансового документа. Но если все же Виктор Ющенко пойдет на подписание бюджета, это скорее всего будет означать одно: Президент пошел на уступки с коалицией в обмен на… Тут много вариантов. В конце концов, еще до первого чтения говорили, что Виктор Андреевич очень заинтересован в принятии пакета законов по ВТО, которые, кстати говоря, уже почти приняты парламентом в полном объеме.
 
Ольга Василевская

Инф. glavred


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/44137.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua