Смета компромиссов

13 дек, 15:02

Украина еще не созрела для того, чтобы иметь бюджет развития

На прошлой неделе Верховная Рада приняла бюджет на 2007 год во втором чтении и в целом. От первого чтения окончательный вариант отличается кардинально. Были увеличены доходы и расходы (примерно на 7,5 млрд. грн.), правительство отказалось от распределения субвенций областям и районам через Кабмин и оставило это право за губернаторами. Заложено поэтапное повышение размера прожиточного минимума с 472 грн. в октябре этого года до 510 грн. — в октябре будущего. И по договоренности Николая Азарова с Президентом записано, что прожиточный минимум может быть пересчитан при повышенных темпах инфляции. Чтобы собрать 10,5 млрд. грн. от приватизации, решено пойти ва-банк и выставить в будущем году на продажу "Укртелеком" и Одесский припортовый завод.

Вкратце напомню, как выглядел первоначальный вариант бюджета-2007, поданный Минфином и принятый к рассмотрению Верховной Радой до первого чтения. Он базировался на таких показателях: доходы — 140,2 млрд. грн., расходы — 153,4 млрд. грн., дефицит — 15,148,4 млрд. грн. или 2,55% ВВП. Его изюминкой была инновационная направленность расходов — 25 млрд. грн. на разные проекты и задекларированное снижение фискальной нагрузки. Первый "минфиновский" бюджет нельзя назвать социальным, он, скорее, мог претендовать на звание "прообраза бюджета развития".

Трансформация идеи инновационности началась после подготовки проекта к первому чтению в Бюджетном комитете. Председатель комитета Владимир Макеенко не ставил перед собой задачи тщательно просеивать пожелания коллег. Фактически силами Бюджетного комитета до голосования в первом чтении был выполнен сбор и примитивная сортировка предложений народных депутатов. Предложений этих набралось 2,5 тыс. Полностью или частично учтенными в итоге оказались 1900. Мягко говоря, многовато, если принять во внимание "адресность" поправок: каждый "забивал" в проект что-то свое.

В результате уже к голосованию в первом чтении комитет пошел на увеличение расходов по социальной защите и социальному обеспечению на 8%. Правда, основная часть вопросов по расходной части бюджета будет дорабатываться правительством уже ко второму чтению.

В итоге мы получили бюджет с совершенно иной идеологией. Это социальный бюджет, в котором расходы на злободневные нужды отодвинули финансирование перспектив завтрашнего дня на второй план. Минфин был поставлен в сложное положение. Депутаты, пользуясь правом внеочередного приема, толклись там с утра до вечера, "пробивая" важные для них вопросы. К тем, кому не отказал комитет, добавились и другие "инициативщики", забросавшие правительство еще парой тысяч новых предложений. Депутатами была "отбита" норма о централизованном распределении субвенций. Местные чиновники, которые в страхе остаться без права рулить финансами притихли было как побитые собаки, снова обрели былое величие.

Поскольку коалиция и правительство — "братья по крови", отказывать каждому следующему "брату" с депутатским значком Минфину было все труднее. Пришлось пожертвовать главным — идеологией. Как заметил один из экспертов, Украина, возможно, просто не созрела для того, чтобы иметь бюджет развития. Если следующий год проживем с этим бюджетом без эксцессов, на 2008-й можно будет опять попробовать ввести "инновационщину".

Также пришлось тихонько отказаться от уменьшения налогового давления на экономику за счет снижения размера перераспределения ВВП через госбюджет, который в этом году составляет 34,1%, а в 2007-м планировался на уровне 30,2%. Аналитики говорят, что ко второму чтению бюджет пришел с более тяжелым фискальным прессом. Досчитано почти 2 млрд. грн. увеличения поступлений от налога на прибыль. На такую же сумму увеличен план по экспортному НДС за счет повышения цен на импортный газ (по договору с Россией, заключенному Путиным и Кучмой перед выборами в 2004 году, эти деньги остаются в украинском бюджете, хотя раньше они попадали в российский). Добавлен план поступлений по рентной плате за газ — на 1,5 млрд. грн. Свыше полумиллиарда гривен (525 млн. грн.) запланировано получить от таможенных сборов, хотя в связи с принятием законов по ВТО пошлины могут просто-напросто отменить. Это предложил Бюджетный комитет еще к первому чтению. Минфин просто не стал спорить. Добавлено 1,1 млрд. грн. от продажи земли и военного имущества. 2,64 млрд. грн. — от "Нефтегаза" (старые долги перед казной). Удастся ли эти деньги собрать — вопрос.

Следующим моментом, по которому правительство согласилось с Президентом, стало предложение продать для укрепления доходной части "Укртелеком" и "Одесский припортовый завод" (ОПЗ). Совершенно очевидно, что 10 млрд. грн. приватизационного плана тот список объектов, который был "засвечен" пару недель назад, дать не может. Небольшие пакеты акций предприятий, где уже закрепились мощные собственники, не вызовут ажиотажа у третьих лиц, за исключением рейдеров. А те несколько лакомых кусков, которые продавались дорого и за большие деньги, могут вообще не дать бюджету ни копейки из-за судебных запретов на их приватизацию. Кстати, срыв плана поступлений от продажи госимущества в нынешнем году во многом вызван тем, что сильные конкуренты, дабы не рисковать проигрышем, срывали конкурсы посредством судебных решений.

Конечно, идея продать "Укртелеком" и ОПЗ, утвержденная до голосования за бюджет законом о перечне объектов права госсобственности, подлежащих приватизации в 2007 году, заслуживает одобрения. Кроме этих двух объектов, других "лидеров продаж" у нас уже не осталось. А на "осоциаливание" бюджета деньги нужны в любом случае. К тому же "Укртелеком", подобно крымскому персику в конце лета, уже перезрел до почти нетоварного состояния. Спрос на фиксированную аналоговую связь во всем мире падает. Телекоммуникационный бум спадает. Шансы поднять тот ажиотаж, который мог бы быть в 90-е годы, с каждым днем становятся все более призрачными. Одним словом, продавать нужно и следовало бы сделать это еще несколько лет назад.

Но при всех разговорах о том, что "Укртелеком" будет выставлен на конкурс, к его реализации за большие (подчеркиваю — большие!) деньги никто не готовился. Телекоммуникационный гигант — это не металлургический комбинат, где главное значение имеют технические показатели, а, прежде всего, элемент инфраструктуры. Акции таких компаний оборачиваются на международных рынках, являются предметом глобальных стратегических проектов. Увы, наш телефонный оператор ничем подобным похвалиться не может. Боюсь, у него, как и у припортового завода, не готовы основные документы, которые могут доказать потенциальным инвесторам необходимость платить очень много.

Таким образом, есть опасность, что за те объекты, которые мы при должной подготовке и проработке могли продать за $3—4 млрд. ("Укртелеком") и $1 млрд. (ОПЗ), уйдут по цене вдвое меньше. Причиной может стать отсутствие платежеспособного спроса и острой конкуренции. В результате объекты достанутся российским или отечественным ФПГ, не способным заплатить так много, как транснациональные корпорации.

Теперь о расходах. Чтобы не менять формально инвестиционно-инновационной модели бюджета, Кабмин посчитал направленными на эти цели средства, расписанные жилищно-коммунальному хозяйству, — это почти 4 млрд. грн., строителям — 1,84 млрд. грн., обрабатывающей промышленности — 2,25 млрд. грн., топливно-энергетическому комплексу — 720,4 млн. грн. Раньше подобные бюджетные инвестиции характеризовались как долгосрочные капиталовложения, которыми они, по сути, и являются.

Сугубо социальные "дотации" увеличили следующим образом: финансирование Министерства охраны здоровья выросло на 1 млрд. грн., Министерства образования и науки — на 0,5 млрд. грн., Министерству труда и социальной политики добавили 2,5 млрд. грн. Плюс пришлось вернуть изъятые из первого чтения 3 млрд. грн. "резервного фонда" на случай повышения цен на газ, но преобразовать их в компенсацию предприятиям теплокоммунэнерго (ТКЭ) затрат, связанных с повышением цены на газ. Таким образом, правительство обеспечит снижение стоимости газа для бытовых нужд с 986 до 686 грн. за тыс. куб. м.

Примечательно, что при таких "жертвах" все равно сохраняется угроза ветирования бюджета Президентом в случае, если он посчитает, что там не учтены его требования относительно повышения минимального прожиточного минимума для пенсионеров. Дело в том, что Кабинет министров предлагает повышать прожиточный минимум поэтапно, установив его с 1 января до 492 грн., с 1 апреля — до 501 грн., с 1 октября — до 510 грн. При этом для трудоспособных лиц, у которых уровень затрат объективно выше, минимум рассчитан в динамике 525 грн., 535 грн. и 548 грн. А для пенсионеров — 380 грн., 387 грн. и 395 грн. Ющенко требует поднять его до 434 грн. и сравнять с минимумом для детей до 6 лет. Этот, казалось бы, мелкий момент может поломать всю структуру бюджета, так как требует дополнительно значительных расходов, а также пересчета всех цифр. Первый вице-премьер Николай Азаров сказал, что договорился с Президентом о подписании поручения Кабмину пересчитать прожиточный минимум в случае высокой инфляции. И вето не будет. Впрочем, пенсионеры могут быть только поводом — говорят, Президент недоволен недостаточным, на его взгляд, финансированием двух его любимых проектов — "Культурного арсенала" и "Гетманской столицы".

Галина МОИСЕЕВА

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/45015.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua