Ford затормозил

13 дек, 15:09

Если американский автомобилестроитель избежит банкротства, его продукцию могут начать собирать у нас

Недавно стало известно, что компания Ford, символизирующая массовое американское автомобилестроение и кризис перепроизводства накануне Великой депрессии 30-х годов, несет глобальный ущерб. Чтобы не пойти ко дну, компания вынуждена заложить все свои заводы(!) и одолжить колоссальную сумму — $18 млрд. Вместе с тем пресс-служба компании опровергает информацию о грядущем банкротстве и уверяет, что у нее есть $23,6 млрд. наличными, а к концу 2006 года эта сумма возрастет до $38 млрд. Что же происходит с Ford, какова его судьба и почему возникли проблемы?

Как известно, в нынешнем глобализирующемся мире происходит разделение труда: литейно-штамповочно-сборочные производства перемещаются в государства с дешевой рабочей силой и сырьем, в странах с развитой экономикой остаются штаб-квартиры корпораций, финансово-банковско-страховая инфраструктура (обслуживающая их), "штабы" конструкторских разработок, стратегического планирования, маркетинга и прочие "мозговые" центры. Причем касается это практически всех отраслей.

До недавнего времени заметное исключение составляло автомобилестроение. Большинство ведущих автомобильных корпораций предпочитали иметь основные серийные заводы "по месту прописки". Т. е. японские автомобили производились в Японии, американские — в США, немецкие — в Германии и т. д. Но и здесь, похоже, глобализация берет свое. Корпорации, не сумевшие вовремя перестроиться и вынести мощности в развивающиеся страны, будут вынуждены либо уступить "место под солнцем" более адекватно реагирующим на зов времени конкурентам, либо в срочном порядке проводить комплексную реструктуризацию.

Первой наказанной за структурный консерватизм компанией оказалась Ford Motor — на сегодняшний день третий по величине автомобилестроитель в мире (после General Motors и Toyota). На огромнейшие займы Ford пошел потому, что за первые 9 месяцев 2006 года чистый убыток корпорации составил $7 млрд., и признаков "выкарабкивания" из финансовой ямы пока не наблюдается. Стоит отметить, что руководство Ford спохватилось довольно поздно: его успокаивали достаточно оптимистичные прошлогодние финансовые показатели, когда корпорация завершила 2005 год с прибылью около $2 млрд. Однако с нового года начались одни убытки. В III квартале потери достигли $5,8 млрд., что в 30 раз больше, чем за тот же период прошлого года. В последний раз сопоставимые потери компания понесла в I квартале 1992 года — тогда ее убыток составил $6,7 млрд. Объем продаж снизился с $18,2 млрд. в III квартале 2005 года до $15,4 млрд. в III квартале 2006-го.

Рейтинговые агентства оперативно отреагировали на ухудшение дел Ford — кредитный рейтинг компании еще в начале 2006 года опустился до спекулятивного уровня и с тех пор только снижался. Сегодня рейтинги S&P и Moody's по необеспеченным обязательствам компании опустились на семь ступеней ниже инвестиционного уровня до ступени ССС+ и Саа1 соответственно, поэтому привлекать обычные кредиты компании слишком дорого.

В сложившейся ситуации руководство корпорации решило пойти на крайнюю меру — заложить все свое имущество. В принципе, между таким желанием и возможностью получить под него реальные кредиты в нужном объеме тоже существует дистанция. По-видимому, кредиторы не очень будут рады залогу в виде заводов на территории США и Канады, которые обречены на закрытие вследствие высоких издержек производства. Подобный залог можно сравнить с лесопилкой, смонтированной на Крещатике: вещь вроде бы и ценная, но где-нибудь в сибирской тайге она была бы нужнее. Так что и залоговое имущество у Ford, образно выражаясь, — "второй свежести", и, чтобы получить необходимую для реструктуризации сумму кредитных средств, имущество кампании приходится закладывать целиком. В залог Ford готов отдать все свои ценные активы в США: от производственных мощностей до интеллектуальной собственности, недвижимости и акций дочерних предприятий (включая прибыльное финансовое подразделение компании Ford Motor Credit и Volvo Cars). С одной стороны, это, конечно, позволит привлечь кредитные ресурсы, а с другой — в случае дефолта компании держатели ее облигаций останутся ни с чем.

Кроме того, кредиты не решают главной проблемы Ford — падения продаж автомобилей. При этом закономерно, что основные убытки Ford создают его самое большое — североамериканское — подразделение и европейская дочерняя компания Premier Automotive Group, объединяющая люксовые марки. Эти подразделения могут быть рентабельными только при высоких уровнях продаж, иначе невозможно покрыть затраты на "американские" и "европейские" зарплаты сотрудников и внушительные налоговые сборы. Причины снижения продаж — прежде всего внедорожников — никто точно объяснить не может. Одной из версий называют подорожание бензина в США, из-за чего население выбирает более экономичные модели с гибридным двигателем азиатских производителей, в частности Toyota. Тогда как гиганты американской "большой тройки" — автоконцерны Ford, General Motors и Chrysler — не сумели перестроиться под новые запросы рынка. Для того чтобы перейти на выпуск востребованных авто, необходимо время, и компания Ford прогнозирует, что на прибыльный уровень она выйдет в лучшем случае в 2009 году.

Кроме того, на заводах Ford в США до сих пор используется устаревшее, неэкономичное оборудование. Поэтому руководство корпорации вполне резонно решило, что, пока не поздно, пора проводить комплексную реструктуризацию и модернизацию производства, в частности, избавиться от устаревших, нерентабельных мощностей. Неслучайно, основные затраты Ford будут связаны с масштабной реорганизацией, цель которой — снижение издержек. К 2008 году компания Ford закроет 16 предприятий в США и Канаде и уволит 45 тыс. рабочих. Одновременно, по-видимому, будут расширяться производства в Азии. Возможно, проблемы Ford дадут определенные перспективы и украинскому автопрому. Я имею в виду сборку Фордов здесь. У нас уже есть готовые "площадки", где можно развернуть производственные мощности по сборке автомобилей, имеется очень емкий внутренний рынок, и уровень зарплат и налогообложения позволяет сделать этот бизнес рентабельным даже при относительно небольших объемах производства.

Вместе с тем печальный пример Ford с его "запоздалой реструктуризацией" может подстегнуть другие европейские, американские, южнокорейские и японские корпорации быстрее переносить свои серийные и сборочные производства в страны с дешевой рабочей силой. И кто-то, возможно, заглянет в Украину…

Владимир ЦХВЕДИАНИ

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/45019.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua