14 дек, 09:42
Жесткая конкуренция вынуждает украинских инвесторов польского завода FSO менять модельный ряд предприятия. Заместитель председателя правления корпорации «УкрАВТО», наблюдательного совета польского FSO Олег Папашев расказывает, что стратегии автомобильного производства есть разные. Некоторые известные заводы развивают свои мощности в одном месте. Но «УкрАВТО» выбрал другой вариант. Корпорация инвестирует в предприятия в разных странах. Это позволяет экономить часть затрат, связанных с логистикой.
Самым выгодным и перспективным вариантом для вложения топ-менджемент «УкрАвто» посчитал варшавский автомобильный завод Fabryka Samochodow Osobowych (FSO). Деятельность польского предприятия и украинского Запорожского автозавода (ЗАЗ), контролируемого «УкрАВТО», пересеклась в середине 90-х. Тогда корейская корпорации Daewoo выкупила контрольный пакет акций обоих предприятий. Заводы стали партнерами, наладив совместное производство. Но в результате банкротства собственника в 2000 году восточноевропейские филиалы Daewoo ждало диаметрально разное будущее. Контрольный пакет акций польского завода перешел в собственность государства, а запорожское предприятие выкупила корпорация «УкрАВТО». «Мы были частью Daewoo, а после процесса банкротства корейской компании возникла идея о сотрудничестве между нашими компаниями», — объясняет менеджер.
Ford, Rover и General Motors остались позади
В 2002-2004 годах польское правительство провело реструктуризацию на заводе и объявило о тендере, на который выставила контрольный пакет акций FSO. В нем приняли участие такие гиганты автомобилестроения: Ford, Rover и General Motors. Американские компании предложили полностью переориентировать производство, сократив штат и производительные мощности, что могло привести к остановке завода на 2-3 года. Заявка «УкрАВТО» при этом выглядела более привлекательной. Украинцы пообещали выплатить долги польской компании, сохранить специализацию и нарастить производство автомобилей. Амбиции восточных соседей не напугали комиссию, которая проводила открытый тендер. В результате за символическую сумму в 100 злотых правительство «УкрАВТО» получило контрольный пакет акций FSO. В соответствии с соглашением, запорожская автостроительная компания стала владельцем 84,3% польской компании.
«Наш выбор пал на FSO в связи с тем, что предприятие выпускает однотипный продукт, и мы можем использовать в своем внутреннем производстве технологии наших западных соседей», — продолжает Папашев. Он признался, что еще до начала тендера между заводами два раза в месяц проходили совместные совещания, обмены делегациями. «Таким образом, мы были хорошо осведомлены с той ситуацией, которая сложилась на польском предприятии, и не было никакой необходимости в дополнительных консультациях», — объясняет менеджер.
Имидж — все
Член правления FSO говорит, что сейчас компания активно занимается формированием позитивного имиджа украинской компании в Польше. В местных газетах размещается информация о новом инвесторе, который нарастит производство, сохранит рабочие места, будет добросовестно платить налоги.
Представитель «УкрАВТО» признает, что украинский инвестор столкнулся с сильной конкуренцией в Польше. Эта страна имеет открытый рынок для ЕС. «Даже новый Lanos не может конкурировать с подержанными машинами из Западной Европы. Люди отдают предпочтение 2-3-летнему немецкому автомобилю, который можно купить за $8-10 тыс.», — объясняет Олег Папашев. По его данным, если в 2000 году на польский рынок по-
ступило 600 тыс. новых машин (из них 400 тыс. собственного производства — в основном заводы Fiat и Opel) и 200 тыс. подержанных, то в 2006 году ожидается 1 млн. подержанных и лишь 250 тыс. новых авто. «С вхождением в ЕС поляки приобрели свободу выбора, но с другой стороны, потеряли работу», — объясняет ситуацию на польском рынке Папашев. Он признает, что «УкрАВТО» напрямую столкнулось с мировыми производителями. «Чтобы с ними достойно конкурировать, нужно иметь современный автомобиль и экономное его производство», — констатирует он.
В связи с этим со следующего года польское предприятие «УкрАВТО» совместно со стратегическим партнером General Motors готовится производить новый автомобиль (Chevrolet Aveo) на рынке Европы. «Объемы такого выпуска будут не менее 150 тыс. авто в год. А вот выпуск Lanos придется остановить», — делится планами Папашев.
Украинцев радует «закон дедушки»
Вопрос повышения конкурентоспособности главный для украинских бизнесменов в Польше. По их словам, с законодательством и чиновниками проблем не возникает. Для всех участников рынка равные условия и, самое главное, одинаковые условия для всех экспортеров по ввозу продукции на территорию страны. Если и происходят какие-либо изменения, то зарубежные партнеры (инвесторы) знают об этом заранее, и им дают право без изменений доработать в старых условиях. «В отличие от Украины, законы у наших западных соседей не меняются десятилетиями. В стране работает «закон дедушки», который гласит, что новые законы не отменяют ранее принятые», — объясняет Папашев.
Менеджер привел пример. Для того чтобы завести новое оборудование для производства в Польше, не нужно платить налог ни на прибыль, ни НДС при пересечении границы. В Украине же нужно заплатить государству деньги даже в том случае, когда оборудование еще находится на таможне, а его запуск в производство будет осуществлен лишь через пару лет. «Для нас выход в Европу — большой шаг вперед, а вот производители Италии, Германии, Франции явно этим не довольны», — резюмирует Папашев.
Производство авто в год ЗАЗ (Украина)
год |
Количество |
2002 |
23800 |
2003 |
69600 |
2004 |
126000 |
2005 |
148000 |
Производство авто в год FSO (Польша)
год |
Количество |
2002 |
25000 |
2003 |
34000 |
2004 |
43000 |
2005 |
47000 |
*Данные «УкрАВТО»
Алексей МУЖЧИНА
Инф. delo
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/45099.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua