22 дек, 10:11
Прошедший сезон стал рекордным по уровню администрирования сектора и воровства бюджетных средств
В уходящем году украинский агрорынок оправлялся от последствий птичьего гриппа, переживал шок от торгового эмбарго со стороны России, поражался кадровым изменениям в профильном ведомстве и считал убытки от запрета на экспорт зерна. Главное приобретение сектора -- возрождение его администрирования. Потери отрасли и в целом страны -- имиджевые, инвестиционные, финансовые -- участники рынка подсчитают нескоро.
Болезнь
Начало нынешнего года принесло хорошие вести с «вирусного фронта». После месяца отчаянной борьбы властей с распространением птичьего гриппа, глава государства отменил в ряде населенных пунктов Крыма чрезвычайное положение, введенное из-за этой болезни. Тогда же был снят и карантин.
Министерство по чрезвычайным ситуациям объявило об окончании изъятия и уничтожения всей домашней птицы у жителей зараженных сел. Селяне получили компенсации на сумму 1,5 млн. грн.
Властям не удалось уберечь от вируса предприятия промышленного птицеводства. Если сначала недуг фиксировался исключительно в подворьях граждан, давая возможность чиновникам говорить о безопасности потребления «казенной» курятины, то вскоре этот аргумент был низвергнут -- недуг выявили на ряде птицефабрик.
Под давлением психологического фактора сократились продажи продукта -- в больших супермаркетах куриному мясу в начале года отводили самые неприметные полки. Впрочем, ближе к весне ажиотаж утих, и украинские куры вернулись на столы украинцев.
Эмбарго
Словосочетание «дружба народов» в 2006 году приобрело новый оттенок, по крайней мере, касательно России. В январе под предлогом несоблюдения украинскими предприятиями ветеринарно-санитарных норм Москва ввела запрет на ввоз украинской продукции животноводства.
«Вводится запрет за запретом. Нас обвинили, что мы несем угрозу уже и для России. России нужны эти продукты, а нам их рынки. Если это затянуть, то, конечно, будут потери у производителей», -- говорил тогдашний и. о. министра аграрной политики Александр Баранивский, комментируя решение соседей. Эксперты подсчитали, что возможные ежемесячные убытки для молочной отрасли могут достигать 50-60 млн. долл., для мясной -- 12-15 млн. долл.
«60% молочной продукции экспортируется в Россию. Что станет с отраслью?!» -- спрашивал Баранивский. И находил ответ. «Тут уже политика. Наша молочная продукция, поставляемая в Россию, является 100-процентно украинской и высококачественной», -- заверял он.
Ни Киев, ни Москва слезам не поверили: вскоре, после парламентских выборов, Баранивский ушел в отставку, а успехи нового руководства Минагрополитики оказались более чем скромными.
Президент союза молочных предприятий Украины Лидия Карпенко в декабре заявила, что от данного запрета в большей степени пострадали сыродельные предприятия страны. По итогам 2006 года, отметила она, экспорт сыров из Украины в сравнении с минувшим сезоном уменьшился на 30%. Карпенко также сообщила, что убытки молочников в связи с введением эмбарго составили 60 млн. долл.
Новый руководитель ведомства Юрий Мельник более оптимистичен. По его данным, Москва уже разрешила ввоз продукции девяти украинским мясокомбинатам и шести молокоперерабатывающим предприятиям. «Я считаю, что у нас результат неплохой», -- отметил он.
Власть
В 2006 году, после смены правительства и формирования антикризисной парламентской коалиции, социалисты в лице министра аграрной политики Александра Баранивского утратили непосредственный контроль над аграрным сектором страны.
Получив эту должность после оранжевой революции по квоте СПУ, министр настойчиво проводил политику, во многом отличающуюся от более либерального курса правительств Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова.
«Особое мнение» Баранивский демонстрировал касательно особенностей распределения бюджетных средств, экспортно-импортной политики, земельных отношений. «Апофеозом непослушания», по мнению наблюдателей, стала резкая критика Баранивским действий Тимошенко относительно «плохого обеспечения села топливом в период сева и резкого повышения цен на сахар».
«Во время ее премьерства аграрии привозили свиней под здание Кабмина, чтобы обратить внимание правительства на проблемы в животноводческом комплексе», -- говорил нынешним летом экс-министр АПК на фоне утомительных дискуссий о формировании оранжевой коалиции. Впрочем, некоторые эксперты допускали, что организатором подобных акций мог быть и сам Баранивский.
Впрочем, социалисты, потеряв должность министра, приобрели, возможно, гораздо большее. После перехода фракции СПУ в состав антикризисной коалиции, после чего глава партии Александр Мороз стал председателем Верховной Рады, бывшие соратники оранжевых лишь усилили свое влияние на политику страны.
А в Минагрополитики по квоте КПУ пришел некоммунист Юрий Мельник, по оценке наблюдателей -- опытный, интеллигентный и скрытный. Последний эпитет он заслужил из-за своего нежелания общаться с прессой: до своего назначения за многие годы работы в системе МинАП он дал всего несколько интервью.
К числу своих успехов на должностях в правительстве сам Мельник относил создание условий для возрождения промышленных птицекомплексов и современных племенных хозяйств, сохранение генофонда отечественного поголовья. По словам чиновника, производители молока и мяса -- как большие хозяйства, так и простые крестьяне -- стали получать государственные дотации.
В правительстве Тимошенко Мельник не смог найти общий язык с Баранивским, и был уволен. Тем не менее, вскоре Президент назначил Мельника на должность вице-премьера по вопросам АПК. Это было сделано для того, уверяли аналитики, чтобы ограничить влияние СПУ на отрасль. Наконец, в августе 2006-го новая Верховная Рада утвердила его министром аграрной политики.
По мнению эксперта аграрного рынка Николая Пидвезяного, назначение Мельника вряд ли стало признанием его заслуг в сельском хозяйстве страны. Скорее, утверждал он, это результат согласований различных политических сил в парламенте. «Данный чиновник работает в руководстве отечественного АПК уже около десяти лет, но я пока не увидел каких-то особо ярких его достижений», -- отметил экономист.
Невзирая на отсутствие серьезных угроз стабильности действующего правительства, наблюдатели сомневаются в длительной работе Мельника на должности министра АПК. Одной из причин его возможной отставки весной будущего года они называют скандал с запретом экспорта зерна -- ответственность за это решение Кабмина могут возложить именно на Минагрополитики.
Зерно
Введенный правительством механизм квотирования начал действовать с 17 октября. Общие квоты на аграрную продукцию, перевалка которой за рубеж подлежит лицензированию в 2006 году, установлены в таких объемах: 400 тыс. тонн для пшеницы и смеси пшеницы и ржи, 600 тыс. тонн для ячменя, 600 тыс. тонн для кукурузы и 3 тыс. тонн для ржи.
Участники рынка заявили, что ограничения снизили стоимость урожая на внутреннем рынке, а значит, привели к убыткам крестьянских хозяйств, затовариванию портов, срыву внешнеэкономических контрактов, большими финансовым потерям, в том числе из-за штрафных санкций. Тем временем Минагрополитики назвало введение квотирования «необходимым рычагом предупреждения дефицита продовольственного зерна внутри страны».
Торговцы подали в Хозяйственный суд Киева исковое заявление к Кабмину о признании незаконными ограничительных нормативных актов, а также об их отмене. В последний день октября суд приостановил действие решения правительства о введении квотирования, однако затем Гостаможслужба запретила отгрузку ячменя и пшеницы на экспорт по уже выданным квотам, ссылаясь именно на это судебное решение.
Трейдеры назвали данный акт ответом властей на решение суда об отмене квотирования, после чего Минэкономики и Минагрополитики отправили в адрес Гостаможслужбы письмо с просьбой разблокировать экспорт зерна в пределах установленных Кабмином квот.
Кроме самих торговцев, введение квотирования критиковали Международный валютный фонд и Мировой банк, а послы Германии, США и Нидерландов прогнозировали Киеву трудности при вступлении страны во Всемирную торговую организацию. Тем не менее, Кабмин назвал квоты механизмом, соответствующим принципам ВТО, и отказался его отменить. Впрочем, последнее заявление министра экономики Владимира Макухи, который выказал опасения, что квотирование экспорта зерна негативно повлияет на процесс присоединения Украины к ВТО, ставит прежнюю уверенность правительства под сомнение.
Тем временем, сомнение в правильности действий правительства опубликовал Нацбанк Украины.
«Ограничения правительства на экспорт зерновых стали основной причиной снижения роста экспорта товаров в октябре до 16,9% по сравнению с 29,3% за сентябрь. Текущий счет за девять месяцев был негативным всего на 200 млн. долл., а за десять месяцев -- уже на 600 млн. долл. С экспортом надо что-то делать. Правительству необходимо снимать ограничения», -- сказал руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий.
Сам глава правительства Виктор Янукович недавно извинился перед торговцами за созданные им неудобства в виде миллионных убытков и пообещал отменить квотирование, как только государство наполнит свои резервы. А в конце ноября Янукович даже заявил, что правительство «в ближайшее время» снимет ограничения, так как «ситуация на рынке стабилизировалась».
Впрочем, недавно правительство утвердило квоты на весь текущий маркетинговый год, то есть до июня 2007-го, и это значит, что речь о свободном передвижении зерна за рубеж пока не идет.
Деньги
Бюджетные дотации на АПК в нынешнем году достигли рекордного показателя. Если в 2004 году «на село» в финплане страны значилось около 2 млрд. грн., а в 2005-м -- 4 млрд. грн., то сумма аграрных расходов на текущий сезон достигла 8,087 млрд. грн.
Настроение аграрным чиновникам подпортили разве что задержки в финансировании. «У нас нет взаимопонимания с Минфином -- с ним просто невозможно решать вопросы», -- говорил директор департамента Минагрополитики Анатолий Розгон.
Впрочем, работу самого МинАП по использованию бюджетных денег также сложно назвать образцовой. Так, на животноводство и растениеводство в финплане выделено 2 млрд. грн., в том числе на поддержку выращивания зерна -- около 1,2 млрд. грн. Средства предназначены на адресные дотации хозяйствам в расчете на посеянный гектар культуры, например, на посевы пшеницы, ржи, ячменя и сахарной свеклы -- по 100 грн./га.
Однако, невзирая на то, что удельный вес крестьян-единоличников в выпуске сельскохозяйственной продукции составляет более 50%, а по некоторым культурам, например, овощам, более 90%, правительство решило платить дотации только аграрным предприятиям.
И. о. премьер-министра Юрий Ехануров летом заявил, что правительство не может дотировать мелкие крестьянские хозяйства наравне с бывшими колхозами, так как для единоличников не разработаны продовольственные стандарты.
Нынешний глава МинАП Юрий Мельник государственной поддержкой АПК на 2007 год удовлетворен. «Имея сегодня из затрат общего фонда бюджета почти 7 млрд. грн., мы довольны тем, что такая цифра есть в бюджете», -- сказал он. По словам чиновника, всегда можно говорить, что средств не хватает, зато в казне учтены предложения профильного министерства.
Мельник отметил, что в бюджете-2007 «есть реальное увеличение финансирования приоритетных направлений». Он уточнил, что в финплане выделено 667 млн. грн. на компенсацию кредитов аграриям. Также, добавил правительственный менеджер, существенно увеличены траты на финансирование лизинговых операций: 120 млн. грн. -- из общего фонда и 150 млн. грн. -- из специального фонда. Это более чем в четыре раза больше, чем в госбюджете-2006 на 30-процентную компенсацию приобретения аграриями сельхозтехники.
Еще 2,33 млрд. грн. выделено на поддержку животноводства и растениеводства. Минагрополитики планирует около 1 млрд. грн. направить на поддержку растениеводства и 1,33 млрд. грн. -- на поддержку животноводства.
Сенсацией года наблюдатели назвали декабрьское сообщение пресс-службы Минагрополитики о том, что в течение первых шести месяцев подразделениями внутреннего финансового контроля министерства выявлено финансовых нарушений на сумму 26,9 млн. грн. А контрольные проверки КРУ, сказано в релизе МинАП, зафиксировали в системе АПК нарушений более чем на 1,3 млрд. грн.
Крестьяне, не имеющие доступа к казенным средствам, пользовались ссудами. По данным МинАП, за девять месяцев текущего года хозяйства привлекли почти 9 млн. грн., что в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Земля
Главным камнем преткновения в земельных отношениях в Украине специалисты называют существование запрета на торговлю аграрными наделами. История его введения началась осенью 2001 года, когда парламент прежнего созыва принял прогрессивный, по мнению экспертов, земельный кодекс. Вскоре по инициативе левых фракций Верховная Рада внесла в переходные положения документа ряд ограничений, в частности, запретила владельцам продавать свои участки до 1 января 2005 года.
Поскольку процесс выдачи актов на землю шел медленно, а без них торговать паями нельзя, депутаты-либералы пошли на такую уступку. Позже оказалось, что выделенного времени на юридическое завершение реформы недостаточно, однако вместо ускорения выдачи бумаг, депутаты продлили мораторий до 1 января 2007 года. То есть запрет на право торговли пахотой истекал 31 декабря 2006-го.
Однако во время последних парламентских выборов данный вопрос вновь стал актуальным. Созданная коалиция решила продлить мораторий до 1 января 2008 года. Во исполнение данной нормы в октябре нынешнего года Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в пункт 15 раздела Х «Переходные положения «Земельного кодекса Украины».
Вследствие запрета на легальную торговлю пахотой сектор в целом и каждый крестьянин в частности терпят значительные убытки, уверены специалисты. Мораторий заморозил в аграрном секторе около 10 млрд. долл., считает вице-президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Юрий Окневский. По его словам, без участия земли в агробизнесе он является виртуальным. А президент УАК Леонид Козаченко полагает, что мораторий способствует развитию так называемой серой приватизации сельскохозяйственных земель.
С отраслевиками полностью согласны в главном земельном ведомстве страны: Госкомзем назвал продление моратория на продажу пахоты причиной образования теневого рынка и появления теневых схем. Это значит, что борьба за землю, а значит, и за рыночные отношения в агросекторе страны, будет главным вопросом повестки дня отрасли в 2007 году.
Справка
В 2004 году Украина продала за рубеж молочной продукции на 540 млн. долл., в 2005-м -- на 650 млн. долл., из которых 60% -- экспорт в Россию. До введения эмбарго Украина была основным поставщиком твердых сыров в РФ -- в общем объеме российского импорта ввоз этого продукта из Украины составлял 54%. В 2005 году в Россию из Украины было поставлено около 56 тыс. тонн говядины и 6 тыс. тонн свинины, за которые предприятия получили 160-170 млн. долл.
Справка
По данным украинских торговцев, убытки компаний в результате запрета экспорта зерна оцениваются в десятки миллионов долларов. Ущерб от простоя одного судна в порту составляет 35 тыс. долл. в день. По оценкам специалистов отрасли, урон крестьянских хозяйств, которые не могут продать зерно, достиг нескольких миллиардов гривень.
Инф. economica
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/46266.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua