27 дек, 11:52
Импорт может доминировать и дальше
Рост экономики не дает весомых подоплек для просмотра предшествующих оценок платежного состояния Украины. Основные тенденции сохранились: продолжается внутренняя капитализация внешних сбережений, дефицит счета текущих операций все еще пребывает в восходящем тренде и, вне сомнения, останется стабильным по итогам года.
Даже растущий дефицит торгового баланса удерживается по той причине, что инвестиционный спрос не покрывается ресурсами национальных сбережений, которые по большей части остаются краткосрочными. Как следствие, импортируем иностранный капитал. Хотя в ноябре состоялась определенная консолидация дефицита текущего счета платежного баланса на уровне октября ($275 млн.), тогда как в последнем произошло резкое возрастание дефицита (против $85 миллионов в сентябре). Поэтому прогнозы окончить хозяйственный год с нулевым дефицитом не оправдываются. Отстает экспорт, который к тому же претерпевает искусственные ограничения.
Но в ноябре состоялось из ряда вон выходящее событие. Впервые в текущем году сводный платежный баланс стал позитивным. Профицит за 11 месяцев составил $1,2 миллиарда, тогда как в январе — октябре сальдо сводного баланса еще было негативным и достигло $120 миллионов. Основным фактором такого изменения стало масштабное заимствование средств на мировых финансовых рынках. В ноябре по статье «облигации и долговые ценные бумаги» (без ОВГЗ) прирост составлял $1,3 миллиона (в октябре — только $154 млн.).
В ноябре, как и в октябре, позитивное сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций обильно поддерживали прямые инвестиции а также негарантированные кредиты (заимствования и прямой приток иностранного капитала за один месяц возросли в четыре раза — до $2 миллиардов). За это время текущий счет ослабел только на $200 миллионов. Это и обусловило позитивный сводный баланс. В январе-октябре резервные активы НБУ уменьшились на $120 миллионов, а в январе — ноябре — увеличились на $2 миллиарда.
Напомним, что негативное сальдо (как следствие инфляционного разрыва) фиксирует отставание динамики экспорта товаров (от потенциально возможного) при сохранении преобладающих темпов роста импорта. Из-за этого есть все основания ожидать консервации вышеупомянутых тенденций, во всяком случае в последующие 3—4 месяца. Это сгенерирует дополнительное инфляционное давление. В то же время будет оставаться твердой перспектива экономического роста в размере 6% ВВП. Ее будет усиливать длительная инвестиционная активность: второе дыхание капиталообразования, которое открылось после полуторагодичной паузы 2004— 2005 годов, будет и далее предопределять ощутимый прирост импорта оборудования, энергоресурсов и потребительских товаров.
Поэтому вероятность устоявшегося дефляционного разрыва и профицита текущего счета является невысокой. В первом квартале следующего 2007 года прояснится аргументированность прогнозов Минэкономики относительно возмещения положительного сальдо торгового баланса. В декабре же существующие тренды не выйдут из фарватера нынешнего года и уже не будут претерпевать превышающую коррекцию.
Ввиду этого намерения правительства сократить торговый дефицит и возобновить положительное сальдо заслуживают поддержки. Но вызывает опасение далеко не какое бы то ни было увеличение отрицательного сальдо, а только то, которое связано с ослаблением экспорта или немотивированным наращиванием ввоза тех товаров, производство которых по качественным и ценовым параметрам налажено в Украине.
Не стоит также пытаться максимизировать положительное сальдо текущего счета (за чертой $2—3 млрд.). Это создаст дополнительную сложность для контроля над инфляцией. Не стоит и мириться с увеличением дефицита текущего счета и торгового баланса свыше $1—3 миллиарда. Это ослабит обменный курс и сузит канал валютных поступлений. Можно рекомендовать правительству сконцентрировать усилия на ускоренном росте экспорта, а не противодействии импорта, потому что последний стабилизирован и остается оправданным, поскольку является в основном инвестиционным (необходимым для расширения экспорта путем ввоза комплектующих изделий и энергоносителей) и связанным с реализацией иностранных инвестпроектов, а главное — антиинфляционным, т.е. благоприятным для удержания товарного баланса на чувствительных к колебаниям спроса и предложения рынках. При данных условиях правительству целесообразно выразить публичную поддержку инвестиционному и антиинфляционному импорту и сдерживать ввоз тех товаров, которые с успехом могут быть замещены украинскими производителями. Кроме того, для предоставления экспорта движущего импульса необходимо решить непростую проблему прошлой и недопущение новой задолженности относительно возмещения экспортерам НДС, добиться восстановления в полном объеме мясомолочного экспорта в Россию, расширить каналы экспорта зерна, найти новые рынки для украинских сахара и металла, поддержать программы ресурсосбережения в химической отрасли, расширить экспорт электроэнергии и вооружений, наладить реэкспорт таких товаров, как нефть и газ. Уже в первом квартале следующего года следует создать агентство по сопровождению экспорта. И, безусловно, самое главное — ускорить вступление в ВТО. Было бы целесообразным также ослабить обороты импортной экспансии. Для этого стоит несколько уменьшить уровень государственных потребительских расходов и, соответственно, дефицита бюджета, развернуть амбициозные программы по энергоэффективности. В то же самое время правительству необходимо поддерживать импорт инвестиционных товаров, а также мясопродуктов (в пределах аргументированных квот), энергоресурсов и других видов критического импорта, необходимого для расширения экспорта. Следует также держать в поле зрения и то объективное обстоятельство, что рост ВВП и в том числе номинальных доходов граждан стимулирует в соответствующих масштабах импорт, минимально необходимый для сохранения уверенного экономического роста и ценовой стабильности. Поэтому без риска ускорения инфляции резко затормозить импорт просто невозможно. Нет сомнений, что в этих задачах Нацбанк будет содействовать правительству. Кроме того, им нужно совместно разработать и задействовать мероприятия, направленные на удерживание тенденции к стабилизации гривни и ее настоящего обменного курса. Правительственный вклад в это дело будет заключаться в первую очередь в усилиях, направленных на выход на бюджетный инфляционный ориентир (7,5%). При этом Нацбанку можно было бы уже постепенно переходить к более гибкому чем сегодня курсообразованию.
Валерий ЛИТВИЦКИЙ, руководитель группы советников главы Нацбанка Украины
Инф. day
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/46865.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua