Недодумали

27 дек, 11:57

Разнобой в законодательстве приводит к потерям бюджета

В Украине нет надлежащей системы правового регулирования списания из государственного бюджета средств по решению органов государственной власти на погашение кредиторской задолженности перед работниками бюджетных учреждений, которые имеют право на неоплачиваемое или льготное материальное и бытовое обеспечение. К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты по результатам аудита.

Статья 57
Эта задолженность, сумма которой законодательно не определена, возникла вследствие непоследовательности государственной политики в сфере оплаты труда работников бюджетных учреждений, которая строилась по принципам предоставления различных приоритетов в зависимости от политической ситуации в стране. При этом не учитывалась реальная платежеспособность бюджетов, как и то, что действующим законодательством не предусмотрена система учета такой задолженности с определением источников, сроков и очередности ее погашения.

Кроме того, Кабинет Министров не выполнил требования статьи 9 Закона Украины «Про виконавче впровадження» относительно установления порядка осуществления органами Госказначейства решений о взыскании средств со счетов, на которых учитываются средства госбюджета и местных бюджетов или бюджетных учреждений.

Отмеченные недостатки, а также отсутствие государственной отчетности и первичного учета решений по данным вопросам, повлекли потерю контроля со стороны государства за прозрачностью процессов списаний и различное применение норм действующего законодательства. Следствие всего этого — незаконные и неэффективные расходы с государственного бюджета, а также нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Значительная невыплата вознаграждения за труд в системе Министерства образования и науки, которая под давлением многочисленных жалоб работников этой сферы в 2004 году была признана кредиторской задолженностью Государственного бюджета Украины в сумме 3,3 миллиарда гривен, а также существующее состояние погашения аналогичной задолженности в других бюджетных учреждениях, свидетельствуют о существенных рисках для надлежащего функционирования бюджетной системы страны.

Как утверждают специалисты Счетной палаты, Министерство образования и науки при выполнении своих полномочий, установленных указом Президента Украины «О Министерстве образования и науки Украины» и статьей 25 Бюджетного кодекса Украины относительно реализации государственной политики в сфере своей деятельности, как главного распорядителя бюджетных средств, не обеспечило надлежащего контроля за проведением инвентаризации кредиторской задолженности, которая была осуществлена во исполнение требований Закона Украины «О реструктуризации задолженности по выплатам, предусмотренным статьей 57 Закона Украины «Об образовании» педагогическим, научно-педагогическим и другим категориям работников учебных заведений», что привело к дефициту средств на ее погашение в сумме 166,9 миллиона гривен. Кроме того, Министерство образования и науки Украины, вопреки требованиям ст. 1 названного закона, включило, а Кабинет Министров утвердил, в общей сумме признанной бюджетом задолженности 1,5 млн. грн. средств, которые раньше были списаны Госказначейством по решению судов с регистрационных счетов Министерства образования и науки (1,4 млн. грн.) и Министерства аграрной политики (0,1 млн. гривен).

Кроме того, непризнание государством кредиторской задолженности влекло за собой обращение работников бюджетных учреждений относительно защиты своих прав в суд и, как следствие, дополнительные расходы на оплату с государственного бюджета кредиторской задолженности и морального ущерба, а также расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса, исполнительного сбора, что является прямыми убытками для бюджета. Общая сумма нецелесообразных дополнительных расходов госбюджета на выплату лишь исполнительного сбора составила 3,9 млн. гривен.

Сам себе командир...
Государственный бюджет, как утверждают аудиторы Счетной палаты, понес также дополнительные потери из-за применения различных, не предусмотренных законодательством, методик учета задолженности и ее погашения. В частности, нарушая статью 23 Бюджетного кодекса Украины, Министерство обороны Украины и Государственный департамент по вопросам выполнения наказаний свою кредиторскую задолженность за вещевое имущество при увольнении работников в запас осуществляли по «собственному желанию» непредвиденные бюджетными назначениями компенсационные выплаты за не предоставленное вещевое имущество. Потери составляют 6,2 миллиона гривен.

Вопреки требованиям статьи 23 Бюджетного кодекса Служба безопасности Украины задолженность прошлых лет перед своими работниками за вещевое имущество (19,5 млн. грн.) погасила за счет текущих расходов, установленных на ее содержание по соответствующим бюджетным программам.

Это фактически привело к самостоятельному изменению бюджетных обязательств непосредственно главными распорядителями средств и уменьшению ассигнований на конкретную цель их функциональной деятельности. Причиненные государству убытки возмещались за счет смет бюджетных учреждений.

Государственной судебной администрацией был внедрен собственный механизм погашения кредиторской задолженности судьям путем утверждения отдельной бюджетной программы «Выполнение решений судов в пользу судей». То есть при непризнании государством в законодательном порядке кредиторской задолженности в сфере вознаграждения за труд и отсутствии ее учета в Государственной судебной администрации последней был определен источник погашения несуществующих бюджетных обязательств перед судьями по их же решению. Это поставило в привилегированное положение работников судебной системы перед другими категориями работников бюджетных учреждений, однако окончательно эту проблему не решило. Кроме того, введение такого механизма погашения кредиторской задолженности противоречило требованиям бюджетного законодательства, Закону Украины «Про виконавче впровадження» и создавало условия для ручного управления Государственной судебной администрацией процессом распределения бюджетных ассигнований. Выполнение решений судов осуществлялось территориальными подразделениями на основании управленческих решений центрального аппарата, которыми и определялись конкретные объекты финансирования и размеры бюджетных ассигнований. При таких условиях в нарушение требований статей 37 и 35 законов о государственном бюджете на 2005 и 2006 годы относительно очередности выполнения решений судов, было осуществлено погашение кредиторской задолженности на 11,1 миллиона гривен.

Государственное казначейство Украины при выполнении своих полномочий, предусмотренных соответствующими статьями законов Украины о государственном бюджете на 2005 и 2006 годы и Бюджетного кодекса Украины, не приняло соответствующие меры относительно обеспечения надлежащего статистического и аналитического учета решений органов государственной власти по затронутым вопросам, которые поступали для исполнения в казначейство, и действенного контроля за соблюдением основного принципа их выполнения за очередностью поступлений. Это, а также несогласованность действий органов государственной власти, повлекло многочисленные нарушения бюджетного законодательства. В частности, нарушалась очередность выполнения решений. Только на центральном уровне Госказначейством, при мотивации отсутствия средств на счетах должников, возвращено без выполнения 149 решений судов о погашении кредиторской задолженности государственного бюджета перед работниками бюджетных учреждений на 4,8 миллиона гривен, сообщает пресс-служба Счетной палаты.

Инф. day


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/46868.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua