27 дек, 15:08
Четыре с хвостиком месяца деятельности правительства В. Януковича запомнятся как минимум тремя знаковыми составляющими. Это кадровая политика, повышение тарифов и бюджетные тянучки.
О России и не только
Хотя приурочивать оценку кого-то/чего-то к конкретным датам вещь полезная, но для экономики – бесперспективная. Где-то это успехи других, где-то еще не видны плоды принятых решений действующими персоналиями.
О деятельности правительства В. Януковича можно сказать и хорошее, и плохое одновременно. Вроде страна получила некое успокоение в виде стабильности. Но вспомним 2002-2003 годы: тогда тоже росла экономика и была стабильность, но рейтинг власти был, мягко говоря, невысок. Так вот, та стабильность от этой мало чем отличается – правительство что-то делает, но народ все равно не замечает его заботы. Безусловно, после всех перипетий 2005-2006 гг. даже такую стабильность можно считать благом, но сейчас ссорятся ветви власти, а не «единая» команда.
Стабилизация также коснулась поверхностного налаживания отношений с Россией. Почему поверхностного? Да потому что это уже не отношения 1999-2004 годов, когда «дружили семьями». Сегодня Россия во всех внешних направлениях прет, как танк, направо-налево раздает санкции и ограничения на территории СНГ и ставит свои условия хоть ЕС, хоть ВТО. «Свои правила» стали преобладать в российском внешнеполитическом курсе, и с этим придется мириться и Украине.
Оценивая позитивы в экономике, стоит сказать, что цифры вроде роста ВВП (+ 6,5% за 10 месяцев) и уровня инфляции (+ 10,6%) мало говорят о плюсах правительства. Скорее, это внесение элемента стабильности и минимального исправления прошлых ошибок. Правительство пока ничего не сделало для качественного скачка вперед, для становления инновационной экономики. Тот же возврат льгот свободным экономическим зонам может привести к ухудшению бюджетной ситуации на фоне кризиса с возмещением НДС (около 9 млдр. грн.). Экс-министр финансов В. Пинзенык прогнозирует в случае реанимации льгот неполучение бюджетом-2007 12,5 млрд. грн. А квотирование экспорта зерновых уже привело к многомиллионным убыткам зернотрейдеров, что отражается на инвестпривлекательности Украины.
Даже увеличение реальных доходов населения (+ 17,8% за 3 квартала), как выразился один эксперт, вовсе не означает фактическое увеличение реальных доходов. Если раньше человек получал 500 гривен «на руки», а 500 – «в конверте», то сейчас он имеет ту же тысячу, но только по официальной ведомости. Тут есть положительный момент вывода части капиталов из тени, правда, никто не скажет, сколько средств в нее (тень) вернулось. Думается, что за прошедшие два года (и тем более за время правления Януковича) доля теневой экономики существенно не уменьшилась.
С другой стороны, как ни парадоксально, Президент положительно оценивает шаги правительства относительно бюджета-2007. Да-да! Особенно в части выделения налоговых и приватизационных вопросов в отдельные законопроекты, что вносит в законодательство определенную стабильность, а также вопрос о предоставлении правительственных гарантий (это будет рассматриваться парламентом). На приоритетные отрасли вроде космоса и авиации правительством выделено 423 млн. грн., что вряд ли сможет существенно поднять что-то, кроме уже действующих проектов.
Плюсим-минусим
Незначительное снижение цен на нефтепродукты сложно считать плюсом правительства. Тут сразу несколько факторов – снижение Россией экспортной пошлины на нефть (на 56,9 долл./т до 180,7 долл./т.) и само снижение мировых цен на нефть. Да и сам факт переговоров с владельцами нефтекомпаний уж больно напоминает административное регулирование рынка. Кроме того, возможны остановки украинских нефтеперерабатывающих заводов.
К негативам в деятельности правительства можно отнести повышение цены на газ и тарифов на ЖКХ. Повышение последних оттягивалось уже минимум два года, и власти просто не хотели выглядеть плохими в глазах электората. Безусловно, это было неминуемо, но почему повышение цены на газ до $95 за 1000 кубов бывшей оппозицией трактовалось как сдача национальных интересов, а повышение до $130 ими (уже в качестве власти) видится почти как спасение национальной экономики и успех? Притом, что по договорам (в теории) ни первого, ни второго повышения не должно было бы быть. Ответ в обоих случаях один – виновна Россия, вернее, ее те или иные просьбы/действия. Хотя и тут есть свой плюс: наши восточные соседи не будут видеть в собственном прямом эфире (как в прошлом году) низкопробный пиар вроде «торжественного» перекрытия газовой трубы.
К ошибкам Януковича также можно отнести и то, что он фактически с «оранжевой» команды скопировал их кадровую политику. Безусловно, Луценко, Тарасюк и Ко были бельмом на глазу для премьера, однако формирование команды только из своих приближенных (по опыту «оранжевых») - вещь крайне опасная. Тем более, большая часть уже расставленных персоналий уже занимали кресла, но в чем-то грандиозном особо замечены не были.
Кто-то скажет, мол, правительство коалиционное. Однако стоит вспомнить, что коалиция состоит из такой же разношерстной и идеологически несовместимой команды, как и бывшая «оранжевая». Из списка серьезных претендентов на политику вычеркнем коммунистов, их роль давно сведена к «подтанцовке» (думаю, они сами давно это поняли), а не к идеологии. Кроме пары локальных персоналий и электората, который не забыл слово коммунизм, за ними больше ничего не стоит. Социалисты выторговали пару средней важности кресел и посадили туда тех, кто не был никогда засвечен в сферах ответственности. Примерно, как экс-министр транспорта Евгений Червоненко имел к нему (транспорту) отношение только в качестве неплохого гонщика и экс-топ-менеджера автотранспортной компании. Похоже, что понятие «грабли» в украинском политикуме бессмертно.
К ошибкам, или плюсам (кто как думает), можно отнести продолжение политики лавирования между Россией и Западом. Самое интересное, что никто особо не думает предоставлять кому-то преференции, кроме как на уровне уклончивых обещаний. В Украине достаточно своих лоббистов, а стало быть, сидение на двух стульях вошло не только в привычку, но и в необходимость. И возможные геополитические обещания России (невступление в НАТО, русский язык как второй государственный и т.п.) никакого отношения к экономике не имеют. Экономические факторы, вроде вступления в ЕС или ЕЭП, либо еще нереализуемы, либо уже неинтересны.
Социологи рекомендуют
Если говорить языком рейтингов, то, безусловно, личностный рейтинг Януковича выше, нежели у других политиков, но такое лидерство в среднесрочной перспективе ничего не гарантирует. По данным опроса «ФОМ-Украина», 40% (36,8% в октябре) украинцев не одобряют действия Януковича на посту премьера, одобряют – 42,2% (42,9%). Те же 28%, по опросу компании «Research & Branding Group», получила бы Партия регионов на выборах в Верховную Раду (снижение по сравнению с полученным на выборах результатом на 7%).
В ходе недавнего опроса Центра Разумкова большинство украинцев считают, что правительство не защищает их интересы. В частности, 45% опрошенных считают, что в основном защищаются интересы Донецкой области, 38,8% – что интересы олигархов, а по 29,5% – российского капитала и теневиков. Действующее правительство сталкивается с теми же проблемами, что и предыдущие (неудивительно, ведь проблемы-то не решены), которые и приводят к снижению рейтинговых оценок. Можно сослаться на то, что каждый имеет право на свое мнение, но, как говорится, «Vox populi – vox Dei» (Глас народа – глас Божий).
Если «оранжевые» в свою бытность, по словам нынешней власти, угнетали Юго-Восток, то сейчас (получается) только его и лелеют. Если так оно и есть, то другие регионы могут почувствовать себя обделенными, что приведет к нагнетанию социальной напряженности. Опять же, в деятельности правительства не наблюдается попыток выравнивания развития регионов, и даже увеличение в бюджете субвенций регионам на 6,4 млрд. грн. в среднесрочной перспективе не может решить всех проблем. На носу морозы, и при известной ситуации в ЖКХ Алчевском может стать любой райцентр.
Никакие ошибки или позитивы правительства уже практически никак не влияют на жизнь среднестатистического украинца, который живет явно не постановлениями Кабмина или сессиями Верховной Рады. Главное, чтобы последние не отменили наступление Нового года…
Андрей Краснов
Инф. from-ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/46920.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua