Пропавшие миллиарды

29 дек, 10:08

Увеличение выплат по сбережениям, сгоревшим в Сбербанке СССР, спровоцирует замедление экономического роста

Государство намерено ежегодно тратить 1,5% годового ВВП на компенсацию сбережений в Сберегательном банке СССР, обесценившихся в результате гиперинфляции начала 90-х. Такую норму Верховная Рада закрепила в изменениях к Закону «О государственных гарантиях возобновления вкладов граждан Украины».

Выплачивать компенсации в таком объеме государство планирует с января 2008 года. Правда, четкого механизма распределения компенсационных средств в законе нет. Скорее всего в расходной части бюджета появится дополнительная строка.

Совокупный объем государственных обязательств по обесценившимся вкладам составляет 132 млрд грн в нынешних ценах. Для сравнения, номинальный ВВП за январь—ноябрь 2006 года составил 452,939 млрд грн, ВВП за 2005 год — 418,529 млрд грн. Соответственно, 1,5% ВВП в 2005 году составили бы 6,277 млрд грн, в 2006 году — около 7,5 млрд грн.

В 2002-2005 годах правительство выплатило компенсаций на 2 млрд грн (по 500 млн ежегодно). В бюджет-2006 заложили 600 млн компенсационных выплат, однако к середине декабря из госказны на компенсации поступило только 305 млн грн. Владельцам сберкнижек также списали долги за коммунальные услуги — на 6 млрд грн.

Как считает экономист Центра им. Разумкова Василий Юрчишин, выплаты компенсаций существенно не повлияют на темпы роста украинской экономики, если доходы и расходы бюджета будут сбалансированы, а компенсации профинансируют, перераспределив расходные статьи. «Однако, если правительство решит выплачивать компенсации за счет, например, введения новых налогов, поступления от сбора которых пойдут на оплату долгов советского Сбербанка, в украинской экономике появится избыток потребительских денег. И как следствие — рост инфляции, который в свою очередь приведет к снижению реального ВВП», — рассуждает эксперт.

Экономист центра CASE Украина Виталий Ваврищук сомневается, что правительство увеличит налоговую нагрузку. По его мнению, Кабмин, скорее всего, выплатит компенсации, урезав или оставив на прежнем уровне финансирование социальных статей бюджета. «С ростом компенсационных выплат недофинансированными могут оказаться государственные программы в сфере обороны, образования, медицины и т. д. Вполне возможно снижение инвестиций государства в телекоммуникации и транспортную инфраструктуру. Таким образом, выплаты могут разбалансировать структуру потребления — домохозяйства будут потреблять больше, чем государство. Наиболее вероятный итог вступления закона в силу — скачок инфляции, подобный тому, который был зафиксирован в 2005 году», — прогнозирует Ваврищук.

Более того, не предвидится и рост инвестиционной активности за счет вливания в экономику дополнительных средств. «Компенсации получат люди старшего поколения, которые сейчас не имеют больших доходов. Скорее всего полученные деньги полностью пойдут на потребление», — считает Василий Юрчишин. «Даже если часть компенсаций осядет на банковских депозитах, заметного увеличения инвестиций не произойдет, ведь банковский сектор — отнюдь не главный источник инвестиций в украинскую экономику», — объясняет Виталий Ваврищук.

Некоторые эксперты и вовсе сомневаются в действенности нового закона. Аналитик Международного центра перспективных исследований Евгения Ахтырко считает, что в 2008 году 1,5% ВВП составят 10 млрд грн: «Это сумма, сравнимая с планируемыми поступлениями от приватизации в 2007 году. Маловероятно, что государственная казна сможет выплатить такие объемы средств».

Инна ЗВЯГИНЦЕВА

Инф. kontrakty


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/47163.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua