Потребительская революция

29 дек, 10:18

Украина на пороге бума личного потребления. Отобрав 15 самых крупных (оборот от $1 млрд) и самых быстрорастущих (от 10% в год) потребительских рынков, Контракты спрогнозировали, что будет с ними в следующем году

Результат получился достаточно интересным. Например, в 2007-м в пятерке лидеров по темпам роста останется только рынок мобильных телефонов. Автомобили, мобильная связь, туризм и крепкий ь, занимавшие в 2006 г. места со второго по пятое, потеряют свои позиции. Их место займут компьютеры, недвижимость, фармацевтика, аудио- и видеотехника. При этом большинство рынков из ТОП-15 в следующем году будет расти медленнее, чем в нынешнем. В 2006 г. их суммарный оборот вырос на 34% — до $41,5 млрд. В 2007-м этот показатель по прогнозам не превысит $51,3 млрд, а рост — 23,5%.

Cнижение темпов роста потребительских рынков как-то не стыкуется с ростом доходов украинцев, развитием кредитования и увеличением затрат на рекламу. По темпам роста медиарекламы Украина и в 2006-м, и в 2007-м будет на первом месте в Европе — плюс 33% за год. В кредит покупается ина автомобилей и большая часть техники — от компьютеров до холодильников. Доходы населения стабильно растут примерно на 15-20% в год.

Скорее всего нестыковка вызвана двумя факторами. Некоторые рынки из рейтинга, можно назвать потребительскими только с оговоркой, поскольку часть их выручки формируется за счет корпоративного сектора. К таковым, например, можно отнести услуги мобильной связи и рынок нефтепродуктов. В рейтинге-2006 эти отрасли занимают 3-е и 8-е места — в следующем, по прогнозу Контрактов, опустятся на 13-е и 12-е.

Кроме того, объемы потребления на некоторых украинских рынках физически ограничены. Сколько не рекламируй у, заставить массового потребителя пить две бутылки в день не удастся — реклама влияет разве что на перераспределение выбора покупателей в пользу того или иного производителя.

Иначе ведут себя «чистые» потребительские рынки — мобильные телефоны, бытовая техника, фармацевтика. Они в 2007 г. продемонстрируют как минимум 30% роста, что совпадает с увеличением общих затрат на рекламу.

Современная Украина очень похожа на пережившую промышленную революцию Великобританию XIX века. После того как британская промышленность завалила прилавки ранее невиданными товарами, торговцы принялись убеждать массового потребителя покупать вещи, которые раньше англичанам были совершенно не нужны. В ход пошла реклама, торговля по каталогам — и через пять десятков лет в обиходе производителей появляется термин «бренд». Спустя столетие идеология наслаждения потреблением, впервые описанная Карлом Марксом как « изация (капитализмом) товаров и услуг», стала основой мировой цивилизации. Судя по всему, за полтора десятка лет независимости эта идеология пустила корни и в Украине. И будет определять развитие большинства украинских потребительских рынков в ближайшие годы.

15 самых быстрорастущих потребительских рынков
2006 год
№ в
рейтинге
Рынок
Оборот,
$ млрд
Темп
роста, %
1 Мобильные телефоны 1,44 237
2 Автомобили 6,1 85
3 Мобильная связь 3,9 56
4 Организованный туризм 0,913 40
5 Крепкий ь 2,2-2,3 30
6 Аудио- и видеотехника 1,5 25
7 Крупная бытовая техника 1,2 25
8 Нефтепродукты 8 23
9 Фармацевтика 1,7 21
10 Недвижимость 6,5 20,3
11 Пиво 1,6 20
12 Кондитерские изделия 1,8 19
13 Компьютеры 1 18
14 Мебель 1,4 17
15 Общепит 2,2 10
Отбор рынков производился по двум критериям: оборот от $1 млрд; темпы роста — свыше 10% в год.
Если темп роста совпадал, рынок с большим годовым оборотом занимал в рейтинге позицию выше.
Данные и прогнозы получены путем экспертного опроса операторов.
По данным ИК «Конкорд Капитал»

Прогноз на 2007 год
№ в
рейтинге
Рынок
Оборот,
$ млрд
Темп
роста, %
1 Мобильные телефоны 3-3,5 108-143
2 Компьютеры 1,3-1,5 30-50
3 Недвижимость 8,5 30,7
4 Фармацевтика 2,2 29
5 Аудио- и видеотехника 1,8-2 20-30
6 Крупная бытовая техника 1,5 25
7 Организованный туризм 1,141 25
8 Автомобили 7,4-7,6 21-25
9 Крепкий ь 2,6-2,8 20
10 Пиво 1,84-2 15-20
11 Мебель 1,6-1,7 15-20
12 Нефтепродукты 9 13
13 Мобильная связь 4,2-4,5 8-15
14 Кондитерские изделия 1,9 10
15 Общепит 2,38 8
Отбор рынков производился по двум критериям: оборот от $1 млрд; темпы роста — свыше 10% в год.
Если темп роста совпадал, рынок с большим годовым оборотом занимал в рейтинге позицию выше.
Данные и прогнозы получены путем экспертного опроса операторов.
По данным ИК «Конкорд Капитал»

На что хватит*
Мобильная связь. $84 25-минутный разговор с родственником из Австралии

Крепкий ь. $50 За год можно купить бутылку ка (30 грн), бутылку (90 грн), пол-литра и (15 грн), немножко джина (50 грн) и марочный портвейн (30-40 грн)

Пиво. $56 Хватит на 30 полулитровых бокалов «Старопрамена» в столичном пабе — по два после каждой получки плюс шесть бокалов на День физкультурника

Крупная бытовая техника. $25 Хватит на холодильник «Днепр-2» б/у «в хорошем, рабочем состоянии»

Лекарства. $36 Хватит, чтобы 200 дней в году быть спокойным и довольным, принимая «Новопассит»

Автомобили. $130 Хватит на ежемесячную выплату за автомобиль стоимостью $7-7,5 тыс., купленного в кредит на 5-5,5 лет

Недвижимость (новостройки). $140 За эти деньги можно купить площадь 10х10 сантиметров в новой квартире в Киеве или 14х14 сантиметров в новостройке Львова

Аудио- и видеотехника. $32 Хватит на хорошие колонки к домашнему ПК

Общепит. $47 Банкет на троих, в недорогом львовском питейном заведении: с выпивкой, домашней колбасой и жареной картошкой. Сдачи хватит на такси

Мобильные телефоны. $30 Хватит на покупку в складчину 200 украинцами самой дешевой модели самого дорогого в мире телефона Vertu

Нефтепродукты. $170 Достаточно для пяти поездок на Таврии из Бердичева в Киев и обратно

Мебель. $30 Хватит на дешевый офисный стул или дверцу от платяного шкафа из ДСП

Компьютеры. $22 Хватит на мышку с ковриком

* Приведенные цифры — чистейшей воды спекуляция, показывающая, какая часть оборота того или иного рынка в 2006 году приходилась на одного из 46,7 млн украинцев

Владимир ХОМЯКОВ

Инф. kontrakty


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/47167.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua