Банки застраховались вместо заемщиков

26 янв, 08:28

Крупнейшие отечественные банки нарушают закон, навязывая заемщикам дружественные страховые компании. В этом на практике убедился корреспондент «ДЕЛА».Недавно в Интернете прочитал статью, в которой заемщик жалуется на крупный банк, давший ему кредит на покупку автомобиля и посоветовавший застраховать его в конкретной страховой компании (в ином случае получить ссуду человек бы просто не смог). В скором времени заемщик попал в аварию, а навязанный ему страховщик не выплачивал страховку в течение полугода. Возмущенный потерпевший обратился в банк: «Как же так, вы же советовали застраховаться в компании Х!». В банке, разумеется, ответили, что это не их проблема и помочь они ничем не могут.

Эта статья дала повод в очередной раз запустить программу «Таинственный заемщик» — под видом простого, не разбирающегося в финансах клиента банка выяснить, легко ли заемщику самостоятельно (на свое усмотрение) выбрать страховщика при оформлении кредита. На этот раз я решил проэкзаменировать 10 крупнейших банков: ПриватБанк (ул. Костельная), Райффайзен Банк Аваль (ул. Прорезная), УкрСиббанк BNP Paribas Group (ул. Мельникова), Проминвестбанк (ул. Софиевская), Укрсоцбанк (ул. Белорусская), ОТП банк (ул. Михайловская), банк «Надра» (ул. Мельникова), банк «Финансы и Кредит» (ул. Владимирская), Ощадбанк (ул. Прорезная) и банк «Форум» (ул. Елены Телиги).

Опасения относительно заангажированности банков подтвердились сразу. После посещения ПриватБанка. Когда я будто бы согласился взять кредит на машину и завел разговор о страховании, девушка-консультант сразу же мне заявила, что банк сотрудничает только со страховой компанией «Ингосстрах» (Днепропетровск). На вопрос, можно ли пойти к страховщику, к которому я хочу, мне ответили отказом. «Мы работаем только с «Ингосстрахом», — рассказала девушка. — Если вы не хотите страховаться в этой компании, то кредит мы не оформим».

Аналогичная ситуация сложилась и в Укрсоцбанке, который также работает только с одной страховой компанией – «Орантой». В этом банке я также не могу самостоятельно выбрать страховщика. Сразу хочу отметить — это противоречит действующему законодательству. Как утверждают специалисты, банки не имеют права навязывать клиенту услуги «своих» страховых компаний. «Принуждая страховаться в определенной компании, банк нарушает Закон «О страховании», а также Закон «О защите прав потребителей», — отмечает генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин. — В таком случае клиент может отказаться от страхования в выгодной банку компании и настаивать на своей».

Следующим банком, в который я обратился за кредитом, был Райф-файзен Банк Аваль. В нем мне объяснили, что сотрудничают только с аккредитованными страховыми компаниями. То есть я могу выбрать одного из 28 предложенных банком страховщиков. Однако затем консультант вскользь отметил, что если мне все равно, то лучше остановиться на компании «Провита», так как с ней банк работает больше всего. Получается, что, несмотря на наличие определенного выбора у заемщика, его все равно подводят к какому-то одному страховщику.

Аналогичную ситуацию я наблюдал и в УкрСиббанке, где мне предложили 17 аккредитованных страховых компаний. Тем не менее, девушка-консультант сразу сказала, что лучше всего выбрать «Украинский страховой альянс», так как там и тарифы поменьше, да и специалист этой компании находится в банке и может меня сразу проконсультировать. Она только забыла уточнить, что у «Украинского страхового альянса» и Укр-Сиббанка одни собственники.

Кстати, когда я услышал название этой компании, сразу вспомнил случай с моим знакомым, который брал кредит в УкрСиббанке, застраховался именно в «Украинском страховом альянсе», а после аварии две недели не мог дозвониться в офис компании и еще несколько месяцев с большим трудом «выбивал» деньги.

В Ощадбанке и банке «Форум» мне также показали перечень из 20-30 аккредитованных страховых компаний и сказали, что я могу выбирать страховщика только из этого списка. Но что делать, если понравившейся мне компании в нем нет? Сами страховщики утверждают, что это нарушение моих прав. «Давайте исходить из того, что КАСКО — это добровольное страхование наземного транспорта, — отмечает заместитель председателя правления СК «Добробут» Игорь Ставицкий. — Слово «добровольный» указывает на то, что человек сам может выбирать страховую компанию, даже если она не аккредитована в банке, а также обращаться в Антимонопольный комитет, если в договоре банк указывает, где он должен застраховаться». По словам специалиста, заемщику следует отстаивать свои права. «Прецеденты, когда банк согласился на требования клиента относительно страховщика, были неоднократно, — говорит Ставицкий. — Только нужно общаться не с начальником кредитного отдела, а с руководителем банка». Правда, сделать это не так легко...

Следующим банком, в который я хотел зайти, был Проминвестбанк. Однако на входе в финучреждение меня остановил охранник. После того как я объяснил, что хочу получить кредит, мне посоветовали позвонить по телефону, который находится в холле, и поговорить со специалистами кредитного отдела. На мое желание лично пообщаться с сотрудниками банка охранник ответил отказом, поскольку у меня нет пропуска. Наверное, у Проминвестбанка сейчас переизбыток в клиентах, поэтому их запретили пускать в банк. А если серьезно, по-моему, это просто неуважение к клиенту. Заемщик лично приехал в банк, потратив при этом свое время и деньги, для того чтобы задать интересующие его вопросы и получить печатную информацию о кредите, а его посылают общаться с телефонной трубкой. Лично я в Проминвестбанк больше не приду, а общаться по телефону я и дома могу.

В ОТП банке меня у порога встретила девушка-секретарь. Узнав о моем желании проконсультироваться по поводу кредита на машину, мне ответили, что это возможно только после того, как я соберу все документы и приду оформлять ссуду. Затем мне вручили распечатки с условиями кредитования. Получается, я должен собрать все документы (банк требует предоставить 8 справок), а только потом его специалисты примут меня и ответят на вопросы. Но я хочу узнать некоторые нюансы сразу, или в банке полагают, что у них самые выгодные условия кредитования, и как только я прочту распечатку, я тут же побегу оформлять ссуду?

Самый большой выбор страховых компаний у двух крупнейших банков — «Надра» и «Финансы и Кредит». Специалисты кредитного отдела «Финансы и Кредит» рассказали, что работают с 50 страховыми компаниями, а выбирает страховщика сам клиент, причем приоритета ни у одной страховой компании нет. Банк «Надра», в свою очередь, работает с 67 страховыми компаниями и тоже предоставляет полное право выбора страховщика клиенту.

Мельничук Олег

Инф. delo


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/50098.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua