Украинцам раздадут по 20 гривен

05 мар, 11:40

Снижение подоходного налога с 15% до 13%, сделало бы их богаче

Виктор Ющенко направил в Верховную Раду законопроект, в котором настаивает на увеличении социальных расходов госбюджета-2007. Такое действие стало ответом на оптимистические реляции правительства о росте промышленного производства в январе этого года на 15,8%.

По мнению Президента, анализ финансово-экономических показателей с начала года  дает основания считать, что на сегодня появился реальный ресурс для увеличения социальных выплат госбюджета 2007 года. В законопроекте Президент предлагает с 1 мая поднять минимальную зарплату с 400 грн. (как это было предусмотрено в бюджете-2007)  до 420 грн., а с 1 августа – до 430 грн. Одновременно предлагается  с 1 апреля установить прожиточный минимум  на уровне 404 грн. (в бюджете предусмотрено 387 грн.), а с 1 октября текущего года – 409 грн. (вместо предусмотренных бюджетном 395 грн.).

В целом, правительство одобряет инициативу Президента и также рассматривает возможность увеличения социальных расходов. Достаточным основанием для такого решения чиновники  считают увеличение ВВП в январе по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 9,3%, а также  рост промпроизводства на 15,8%. Впрочем, пересмотр социальных показателей был запланирован еще при принятии госбюджета на текущий год. Однако правительство собирается принимать соответствующие решение только по итогам первого квартала, т.е. не раньше апреля. Это совпадает с решением Верховной Рады 22 декабря прошлого года обязать Кабмин установить с 1 апреля 2007 года прожиточный минимум для лиц, потерявших работоспособность на уровне 379 грн., а с 1 октября увеличить до 406 грн.

Заведующий отделом социально-экономической стратегии и экономической безопасности  Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило сообщил «ЭН», что минимальная зарплата - это социальный норматив, на который влияет решение законодательной власти. Также на него влияет и стоимость минимальной потребительской корзины на основе прожиточного минимума.

Следует сказать, что повышая минимальную зарплату правительство одновременно усиливает налоговое давление на физических лиц. С 1 января с 13% до 15% был повышен подоходный налог с граждан.

Если подсчитать рост размера минимальной зарплаты по отношению к 2000 году, то получим прирост на уровне 48%. Тогда как ВВП на душу населения в 2000 году составлял 3436 грн, а уже в 2006 году около $2000, т.е. прирост составил 291%. Таким образом, размер минимальной зарплаты не отвечает сложившимся условиям и существенно отстает от роста экономики. Удерживая уровень минимальной зарплаты на низком уровне государство сдерживает рост  бюджетных расходов. И решение  даже о незначительном ее повышение является концептуально правильным, но недостаточным.  

В этой связи, повышение минимальной зарплаты носит более популистский характер, так как увеличение на  20 гривен практически ничего не добавит малообеспеченным слоям населения. Только высокий уровень теневой экономики (только Госкомстат официально набрасывает к ВВП 20%) позволяет среднестатистическому украинцу поддерживать жизнедеятельность.

Напомним, что согласно законодательству Украины минимальная зарплата с 1 января 2009 года устанавливается на уровне не ниже прожиточного минимума для трудоспособных лиц и пересматривается в зависимости от изменения его размера. Размер минимальной зарплаты устанавливается Верховной Радой по представлению Кабинета министров не реже одного раза в год в законе о госбюджете с учетом предложений профсоюзов и других сторон. Размер минимальной зарплаты не может быть уменьшен в случае уменьшения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Можно отметить, что средства на повышение расходов в госбюджете должны быть. Так, по оперативным данным Госказначейства Украины поступления в общий фонд гос бюджета (с официальными трансфертами) за январь 2007 года составили 7 576,8 млн. гривен, что составляет 111,8%  от плана и больше запланированного уровня на 798,5 млн. гривен. По сравнению с  январем 2006 года поступления в общий фонд госбюджета выше на 35,6%.  ГНАУ направила в госбюджет дополнительно почти 100 млн. гривен. При плане  3 841,3 млн. грн. в январе 2007 года налогоплательщики оплатили 3 940,3 млн. грн.

Перевыполнение достигнуто за счет: 
- налога на прибыль предприятий (при плане 759,5 млн. грн. поступило 823,4 млн. грн., или 108,4%); 
- НДС (при плане 3 264,6 млн. грн. поступило 3 321,5 млн. гривен, или 101,7%);
- акцизного сбора (при плане 460,5 млн. грн. поступило 524,6 млн. грн., или 113,9%).    

Конкретное решение правительства зависит от динамики развития экономики до конца I квартала.

Яна Корецкая
«Экономические Новости»

Инф. economic-ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/53286.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua