Судьбу нефтепровода "Одесса-Гданьск" будут решать в мае

12 мар, 15:41

Спустя год после презентации в Варшаве представителям ЕС, Казахстана, Словакии и Чехии рамочного бизнес-плана нефтепроводного проекта "Одесса-Броды-Плоцк", подготовленного международным консорциумом, в состав которого входят представители компаний SWECO PIC OY (Финляндия), ILF Consulting Engineers (Германия) и KANTOR Management Consultants (Греция), президент Виктор Ющенко напомнил своему польскому коллеге Леху Качинскому: пора бы уже приступать к первому этапу строительства. Согласно бизнес-плану, ввод в эксплуатацию нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск" изначально предусматривает три этапа. В 2007-2009 гг. планируется построить участок "Броды–Плоцк" стоимостью в $ 595 миллионов. А также расширить пропускную способность нефтепровода "Одесса-Броды", резервуарного парка на морском нефтетерминале "Южный" и линейно-производственной диспетчерской станции "Броды".

"Я чрезвычайно высоко оцениваю проект нефтепровода. Это, возможно, один из знаковых континентальных проектов, который в ближайшее время разрабатывался на Востоке Европы", – сказал Виктор Ющенко. Однако, по его мнению, в Украине есть "определенный дефицит восприятия проекта строительства нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк" как неотъемлемой части энергетического рынка Европы".

Президент Украины заявил на пресс-конференции в Плоцке, что единственный способ, с помощью которого можно было бы наконец-то договориться с другими странами о поддержке реализации проекта нефтепровода "Одесса–Броды–Плоцк" – провести в этом году энергетический саммит в Польше. Виктор Ющенко заявил, что Украина обязательно примет участие в мае 2007 г. в этом международном энергетическом саммите по вопросам реализации проекта нефтепровода "Одесса–Броды–Плоцк". Он также пообещал, что перед этим будет проведена и межправительственная работа. Вместе с тем, президент Украины Ющенко пожаловался президенту Польши Леху Качинскому, что "некоторые политические круги не осознают, насколько этот проект весом в европейской политике, насколько участие Украины в таком проекте естественно определяет перспективы ее европейского развития". Президент Польши Лех Качинский на это ответил Виктору Ющенко, что в его стране проект нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк" называют "юго-восточным коридором, путем для пяти стран". Он, так же как и президент Украины, убежден: в Европе вполне осознают важность реализации этого проекта (речь идет о финансировании ТЕО проекта и готовности частично профинансировать непосредственно строительство нефтепровода).

Виктор Ющенко и Лех Качинский сказали, что очень надеются на майском энергетическом саммите наконец-то подписать договора, гарантирующие финансирование проекта со стороны европейских стран, и получить согласие на поставки нефти из Азербайджана и Казахстана. Но премьер-министр Украины Виктор Янукович месяц назад заявлял, что не видит активности со стороны инвесторов из Европы (Польши и Чехии) относительно достройки нефтепровода "Броды-Одесса" к Плоцку и Гданску. Ведь магистральный нефтепровод "Одесса-Броды" длиной 675 км строился в течение 1996-2002 гг. (проектная мощность нефтепровода составляет 14,5 млн т нефтепродуктов в год). Правительство Виктора Януковича, работавшее с 2002 г. по 2004 г., тогда приняло решение о временном использовании нефтепровода для прокачки российской нефти в сторону одесского терминала Южный, а не для транспортировки нефти в страны Европейского Союза, как изначально задумывалось.

Нынешнее направление "Одесса-Броды-Плоцк" предполагает транспортировку в основном казахстанской нефти из портов Новороссийск, Батуми, Супса до нефтеналивного терминала Южный, и далее по нефтепроводу до Плоцка. Его строительство застопорилось из-за того, что поляки десять лет подряд не хотели в него вкладывать свою долю – аргументируя тем, что у них не хватает на это денег. Средства Украина и Польша рассчитывали получить у Европы и США. Но в итоге крупнейшие европейские и американские компании профинансировали альтернативный нефтепровод "Баку-Тбилиси-Джейхан". Хотя он значительно длиннее (1767 км) и проходит через сейсмически опасные участки, стоит $4 млрд., но дает хороший импульс экономике Турции, у НАТО и союзнице США. Теперь эксперты скептически оценивают шансы Ющенко и Качинского наконец-то ввести в эксплуатацию нефтепровод "Одесса-Броды". Особенно ввиду того, что пару лет назад выяснилось – страны прикаспийской зоны долгое время водили за нос мировое сообщество, значительно преувеличивая свои запасы с целью привлечения инвестиций. Официально нефтяные запасы Каспия сейчас оцениваются в 10-15 млрд тонн. Хотя эксперты уже осторожно говорят о запасах всего лишь в 2-4млрд т – это примерно соответствует запасам нефти в Северном море. Таким образом, если прогнозы подтвердятся, то запасов нефти, которую Ющенко и Качинский собрались транспортировать, хватит максимум на 15 лет.

Елена ДУДКО

Инф. utro


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/53824.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua