12 мар, 16:14
Наступил март, и общественность получила возможность ознакомиться с Бюджетной декларацией на 2008 год. Внутренний документ правительства, одобренный постановлением Кабинета министров от 1 марта 2007 года №316, вот уже неделю украшает сайт Минфина. Так что при желании можно почитать. Да вот только стоит ли?
Честно говоря, за правительство немного обидно. Получив (по закону о себе, любимом) новые, более широкие полномочия, оно с первых же шагов стало относиться к ним крайне формально. Казалось бы, первая в истории Украины Бюджетная декларация, утверждаемая исполнительной властью самостоятельно, должна быть сработана образцово — как по форме, так и по содержанию. Чтобы заставить умолкнуть всех тех, кто критикует расширение кабминовских полномочий. Однако взгляду в документе зацепиться не за что — ни по содержанию, ни по форме.
Не менее 10% средств от приватизации госимущества направить на финансовую поддержку инновационных проектов стратегически важных предприятий, а размер минимальной заработной платы увеличить к концу года до 90% прожиточного минимума — вот, пожалуй, два самых ценных мессиджа, хоть и весьма расплывчатых, декларации. А самих параметров бюджета на 2008 год, по сути, нет. О бюджетном дефиците сказано, что он должен быть на «экономически безопасном уровне», об объеме госдолга к ВВП и доле ВВП, перераспределяемой через бюджет, — что они не должны превышать прогнозный уровень 2007-го. Что в переводе с чиновничьего звучит примерно так: «Ах, отстаньте от нас со своими расспросами!».
Зато в плетении слов типа «продолжение проведения», «реализация мер по становлению и развитию» и «дальнейшее совершенствование», более привычных для программ экономического и социального развития страны на очередной год, разработчики декларации явно поднаторели. В документе чего только нет — и стимулирование внедрения в практику новейших методов диагностики и лечения, и реализация Госпрограммы строительства и развития сети метрополитенов (оказывается, и такая имеется!), и сохранение биоразнообразия, дальнейшее развитие системы его неистощающего использования и воспроизводства…
До недавних пор подобные документы продуцировало Министерство экономики. Но, возможно, его уже упразднили, и соответствующие функции теперь возложены на Минфин, вот только народу об этом сообщить забыли?
Возможно, кому-то моя ирония покажется неуместной. Ну, тогда можно ознакомиться с разделом IV документа. Если составители Бюджетной декларации всерьез считают целью «повышение результативности бюджетних расходов и ответственности распорядителей бюджетных средств за достижение установленных целей», а одним из путей достижения (!) — к примеру, в области обороны — «наращивание боеспособности Объединенных сил быстрого реагирования», то трудно даже вообразить, к чему мы придем таким путем. К стране для бюджета (и соответствующего министерства), а не к бюджету во благо страны!
Впрочем, почти маниакальное величие Минфина скоро может получить громкую пощечину. В пылу баррикадных сражений с оппозицией за электрощитовую коалиционные политики забросили неотложные законотворческие дела.
Изменения к Бюджетному кодексу Украины, регулирующему процесс принятия главной финансовой сметы страны (о них «ЗН» подробно писало в №7 от 17 февраля 2006 г.), не только не приняты парламентом и не подписаны президентом, но, похоже, не рассматривались ни на заседании Кабмина, ни даже в правительственном комитете по экономической политике. Да, правительственные комитетчики были заняты животрепещущими вопросами развития экономической конкуренции и проч., но как можно было забыть о кодексе?
Между тем в законе о Кабмине упоминание о Бюджетной декларации есть, а в Бюджетном кодексе — все по-прежнему: обязательные бюджетные слушания в ВР, Бюджетная резолюция, которую парламент утверждает после приема и учета депутатских замечаний, три чтения законопроекта и т.д. и т.п. Что позволило сотрудникам президентского секретариата довольно своеобразно отреагировать на документ, принятый Кабмином 1 марта.
«В секретариате президента приветствуют начало работы правительства над Бюджетной резолюцией и высказывают намерение принимать активное участие в ее разработке», — цитирует агентство «Интерфакс-Украина» слова заместителя главы секретариата Арсения Яценюка на брифинге 1 марта в Киеве.
И далее: «А.Яценюк подчеркнул, что практически впервые в Украине с начала финансового года правительство фактически разработало Бюджетную резолюцию». «Мы полностью поддерживаем желание правительства уже сейчас начать бюджетный процесс», — сказал он.
Замглавы секретариата президента выразил надежду, что в работе над резолюцией примет участие и Верховная Рада Украины, как того требует Бюджетный кодекс.
По его словам, хотелось бы, чтобы в Бюджетной резолюции, которая была презентована правительством в четверг, были более четко прописаны позиции относительно макроэкономических ориентиров развития государства на 2008 год, то есть уровень роста валового внутреннего продукта, уровень инфляции, чтобы была четкая цифра о распределении ВВП через бюджет, а также четкие объемы капитальных инвестиций».
В общем, Кабинету Януковича очень вежливо напомнили о необходимости чтить кодекс и выполнять прописанные в нем нормы. Действительно, не очень здорово получилось — такой курьезный прокол уже на первом этапе воплощения закона о Кабмине в жизнь!
Можно предположить, что в случае дальнейших проволочек с принятием изменений к Бюджетному кодексу правительству все-таки придется пройти весь весенне-летний этап бюджетного процесса по старой процедуре. Ну не затевать же очередное противостояние с секретариатом президента почти по Дж. Свифту — лишь из-за того, что слово «декларация» звучит красивше, чем слово «резолюция».
Однако это еще не все цветочки от правительства. Похоже, что до конца 2008 года страну ожидает еще немало неожиданностей.
В субботу, 3 марта, под объективами телекамер состоялось заседание Рабочей группы по подготовке проекта Налогового кодекса Украины под председательством первого вице-премьер-министра, министра финансов Николая Азарова. Пока, по сообщению пресс-службы Минфина, утверждены лишь план подготовки кодекса, его задачи и структура документа. «Практически завершено» решение организационных вопросов, в частности создание так называемых рабочих секторов и главной аналитической группы. Однако сроки определены жестко: до конця апреля 2007 года — завершение роботы над проектом Налогового кодекса, затем — «широкие консультации с общественностью и бизнесом» и, наконец, расмотрение и принятие документа в Верховной Раде. Программа-максимум — разработать на новой налоговой базе госбюджет на 2008 год.
Конечно, можно все успеть. Если спустят указание и обсуждать будет специально отобранная общественность (каждый читает отведенную ему страничку), а принимать — на веру — дружный колектив коалиционных депутатов. Но какой это будет шок для страны — столь скоропостижное принятие масштабных налоговых новшеств (с предполагаемым снижением налоговых ставок и введеним налога на недвижимость), и говорить не хочется. А уж какое щедрое поле для разъяснений налоговой!
Однако со сроками надо бы быть поаккуратнее. Потому что в проекте изменений к Бюджетному кодексу черным по белому написано, что налоговые новшества в нашем отечестве должны приниматься и обнародоваться не до 15 августа, как прежде, а до 15 апреля года, предшествующего бюджетному.
Нестыковочка номер два. А сколько их впереди...
Наталия ЯЦЕНКО
Инф. zerkalo-nedeli
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/53832.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua