Нефтепровод Одесса-Броды заработает для НАТО

28 мар, 10:22

Вопрос о вступлении Украины в НАТО, в последнее время, принято рассматривать почему то исключительно в политическом аспекте. Так, вчера, перед началом круглого стола Украина – НАТО "Роль парламента в сфере национальной безопасности и обороны", помощник генерального секретаря НАТО по вопросам планирования оборонной политики Джон Колстон заявил: "Страны-члены НАТО готовы продолжать помогать Украине в реформировании разных отраслей". По его словам, подобные сферы Украина может выбирать сама. Попробуем посмотреть на одну из них – экономическую. Точнее – нефть.

16 марта Сенат США одобрил законопроект, позволяющий включить в состав НАТО еще 5 стран: Албанию, Хорватию, Македонию, Грузию и Украину. Палата представителей одобрила этот законопроект 6 марта 2007 года. Документ направлен на подпись президенту США Джорджу Бушу. "Акт 2007 г. о консолидации свободы в НАТО" предусматривает, что Грузия и Украина получат из американского бюджета средства в рамках программы "содействия в сфере безопасности" для подготовки к вступлению в Североатлантический альянс.

Премьер-министр Украины Виктор Янукович ответил уклончиво. По словам премьера, в Украине идет успешный процесс развития сотрудничества с НАТО, но он не предусматривает на сегодняшний день конкретных дат по вступлению. "На сегодняшний день наша позиция соответствует действительности, то есть сегодня Украина не готова к этому вступлению, уровень поддержки населением остается низким, около 20%. Решение о вступлении Украины в НАТО будет приниматься на всеукраинском референдуме", – сказал Янукович.

Это уже не первое заявление премьер-министра о неготовности Украины к вступлению в НАТО. Практически то же самое Янукович заявил 14 сентября 2006 г. после переговоров в Брюсселе с Генеральным секретарем НАТО Яапом де Хоопом Схеффером.
В то же время сегодняшнее дежавю премьера практически нивелирует вчерашние договоренности, достигнутые во время встречи новоназначенного министра иностранных дел Украины Арсения Яценюка с Генсеком НАТО.

Очередной свой демарш Януковичу необходимо было как-то сгладить, что он и сделал во время той же пресс-конференции: "Нефтепровод Одесса-Броды построен. Мы намерены сегодня предпринять первый шаг в сторону Чехии, на Кралупы и сейчас ведутся переговоры по этому вопросу. Но строительство к Плоцку-Гданьску также остается в наших планах", – отметил премьер. Итак, сегодня уже речь идет о том, чтобы в ближайшее время запустить нефтепровод Броды-Одесса в аверсном режиме. Напомним, что магистральный нефтепровод Одесса-Броды длиной 675 км строился в течение 1996-2002 годов. Проектная мощность нефтепровода составляет 14,5 млн т нефтепродуктов в год. Планировалось, что по нему будет транспортироваться нефть в страны Европейского Союза. Однако под давлением ряда обстоятельств тогдашнее правительство Януковича приняло решение о временном использовании нефтепровода для прокачки российской нефти в сторону одесского терминала "Южный". Оператором нефтетранспортной системы Украины является "Укртранснафта".

На сегодняшний день относительно приоритетных энергетических проектов Евросоюз пока не определился. Поддержка инфраструктурных проектов проводит в соответствии с приоритетами, определенными еще в 2003 году. Среди них, в частности, нет ни одного по строительству нефтепроводов. Возможно, именно поэтому Евросоюз до сих пор так и не дал ответа относительно достройки нефтепровода Одесса-Броды до польского Плоцка, далее Гданьска и продление его до Литвы. Украина не раз заявляла, что готова запустить этот трубопровод в аверсном режиме. Однако, пока что все остается на уровне обещаний. Ранее министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что работа нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме на сегодняшний день зависит от того, насколько это будет выгодно Украине. В настоящее время Одесса-Броды работает в реверсном режиме и довольно успешно, при этом ситуация довольно спокойная. Для Украины важно получать от эксплуатации нефтепровода деньги, чтобы была зарплата, чтобы нефтепровод имел спрос и зарабатывал деньги для страны. Впрочем, его можно снова развернуть, если это окажется выгоднее.

Антон ЕФРЕМОВ

Инф. "utro">utro


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/55500.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua