Украине энергосбережение не нужно?

11 апр, 12:13

Экономия топливно-энергетических ресурсов в 2005—2006 годах составила всего 8,3% от прогнозируемого госпрограммой

В течение 2004—2006 годов центральными органами исполнительной власти не было обеспечено эффективное управление средствами государственного бюджета Украины, предусмотренными на повышение эффективности использования энергетических ресурсов и внедрение энергосберегающих технологий. К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты, рассмотрев результаты аудита использования средств на исполнение организационно-технических мер по экономии энергоресурсов и внедрение энергосберегающих технологий.

В результате непоследовательных и несогласованных решений по реорганизации центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов и промедления с выполнением этих решений руководство мероприятиями по реализации государственной политики в сфере энергосбережения больше года не осуществлялось вообще.

Выполнение задач Комплексной государственной программы по энергосбережению в 2005—2006 годах осуществлялось при условиях, когда они не были определены и утверждены правительством за соответствующими отраслями народного хозяйства и не были доведены до исполнителей — отраслевым министерствам и другим центральным органам исполнительной власти.

Существующая нормативно- правовая база в области энергосбережения, как отмечают аудиторы, не обеспечивала эффективного использования энергетических ресурсов и стимулирования предприятий в вопросах внедрения энергосберегающих технологий. Законодательно и нормативно не определены понятия и критерии оценки энергетической эффективности, отсутствуют законы касательно порядка проведения энергетического аудита, а также стимулирования деятельности по энергосбережению. Повышенные нормы амортизации энергосберегающих основных фондов не установлены и не применяются.

Действующая на сегодня Комплексная государственная программа по энергосбережению, принятая 10 лет назад, как считают аудиторы, не конкретизирована по мерам, срокам выполнения и ответственным исполнителям. Из-за невыполнения в предыдущие годы ряда заданий эта программа фактически перестала соответствовать экономическим реалиям сегодняшнего дня и требует пересмотра и корректировки.

Государственным комитетом Украины по энергосбережению контроль за деятельностью министерств, других центральных органов исполнительной власти в вопросах принятия соответствующих документов и определения конкретных исполнителей мероприятий, предусмотренных Комплексной программой, практически не осуществлялся.

Как следствие, общий объем экономии топливно-энергетических ресурсов в 2005—2006 годах составил всего 8,3 процента от прогнозированного общего объема экономии, предусмотренного программой. В то же время, рекомендации, предоставленные Государственному комитету по энергосбережению по результатам предыдущей проверки Счетной палаты в 2003 году, были выполнены только частично.

Мониторинг выполнения Комплексной программы осуществлялся неудовлетворительно, по данным только отдельных центральных и местных органов исполнительной власти. Эта информация не была разделена по отраслевым и межотраслевым уровням и не обеспечивала оперативности и полноты материалов для анализа состояния энергосбережения и принятия на его основе обоснованных управленческих решений в области энергосбережения.

Ни одна из отраслевых и местных программ в сфере альтернативных источников энергии в уполномоченный орган исполнительной власти по энергосбережению не направлялась и им не согласовывалась. Не разработан экономический механизм привлечения инвестиций в сферу энергосбережения и проекты соответствующих актов законодательства по данному вопросу.

Госуда рственным комитетом по энергосбережению, а в дальнейшем — Министерством топлива и энергетики и Национальным агентством по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов не создана нормативная база по координации деятельности в вопросах энергосбережения органов исполнительной власти, создания и согласования соответствующих отраслевых и региональных программ, не внедрена единая методика разработки и порядка реализации отраслевых (межотраслевых) и региональных программ в этой сфере.

Значительное количество нарушений в сфере энергосбережения, которые не прекращаются после применения административных санкций и осуществляются повторно, свидетельствует о неадекватности этих средств влияния допущенным нарушениям. Размеры штрафов, которые применяются к должностным лицам за нарушение в этой сфере, являются сугубо символическими, вследствие чего треть из них допускается повторно.

Результаты проведенного аудита засвидетельствовали также, что средства государственного бюджета, предусмотренные на государственное управление в сфере энергосбережения, на внедрение энергосберегающих проектов и выполнение научно-исследовательских работ по вопросам энергосбережения на общую сумму почти 8 миллионов, использованы неэффективно.

В частности, несогласованность действий центральных органов исполнительной власти привела к тому, что в течение второго полугодия 2005 года по бюджетной программе «Руководство и управление в сфере энергосбережения» и в течение первого полугодия 2006 года по бюджетной программе «Общее руководство и управление в сфере топливно-энергетического комплекса» вместо финансирования мероприятий по руководству и управлению в сфере энергосбережения фактически осуществлялись расходы на содержание ликвидационной комиссии Госкомэнергосбережения. Как следствие, в течение второго полугодия 2005-го и первого полугодия 2006 г. почти 2,25 миллиона гривен бюджетных средств израсходованы неэффективно.

Приобретенное на средства государственного бюджета в 2001— 2004 годах оборудование по 6 договорам по выполнению энергосберегающих проектов на 3,5 миллиона гривен на начало этого года еще не было установлено и не используется. Также Госкомэнергосбережения в 2001—2005 годах направил более 1,7 миллиона гривен (в том числе, в 2004—2005 годах — 1,4 миллиона) на исполнение научно-исследовательских работ по энергосбережению, которые не имели перспективы и в 2006 году были прекращены из-за утраты актуальности.

Сергей СОШИН

Инф. "day">day


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/57022.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua