Депутаты «протащили» закон, по которому госзакупками займется АМК

27 дек, 17:28

Тревожные дни наступили в Минэкономики под конец года. 15 декабря депутаты Верзховной Рады единодушно проголосовали за принятие во втором чтении – то бишь окончательно – поправок в закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (касательно уточнения отдельных положений). В новой редакции статьи третьей значится: «функции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам координации закупки товаров, работ и услуг осуществляется Антимонопольным комитетом Украины».
 
Появление такого пункта застало чиновников врасплох. В рецензии к законопроекту Главное юридическое управление Верховной Рады заявило, что большая часть положений включены в текст во время подготовки ко второму чтению. То есть, это совершенно другой документ. Еще в первом чтении законопроекта – оно прошло 3 ноября – ничего подобного не было, и вместо АМК упоминался просто некий «уполномоченный орган». И тут, внезапно, прямо в тексте возник антимонопольный комитет.
 
Что это – новогодний розыгрыш? – наверняка спрашивают себя чиновники в Минэкономики. Ведь речь идет о коренной ломке процедур осуществления государственных закупок в стране. Сейчас, разве что, Нацбанк, Госрезерв и несколько других державных ведомств приобретают товары и услуги самостоятельно. За всех остальных это делает Минэкономики, в котором существует специальный департамент – координации государственных закупок. Эта структура, под тем или иным названием, работает уже долгие годы, специально под нее прописана масса подзаконных актов, созданы особые процедуры. В конце концов, там работают профессионалы. Каковы их моральные качества и насколько они чисты на руку – другой разговор, но они умеют делать свою работу.
 
В тексте закона значится, что цель такой передачи полномочий – «с целью реализации основной цели закона по созданию конкурентной среды в сфере закупок». То же самое значилось и просто перед словами «уполномоченный орган». То есть, по сути, дело не в том, что Минэкономики кого-то не устраивает. Происходит лоббирование интересов АМК.
 
Кроме корыстного интереса, происходящее оправдать больше нечем. Все факторы говорят против переноса госзакупок в АМК. Например, в комитете нет квалифицированных кадров в этой области. Обучать их и закрывать глаза на ошибки и недоработки – непозволительная роскошь. Далее, придется с нуля создавать всю нормативную базу для проведения госзакупок. Это тоже время и деньги, и также высокий риск того, что она окажется еще хуже, чем та, по которой сегодня работает Минэкономики. Итог действия и того, и другого фактора – простаивание госзакупок и «провисание» миллиардов грн., в которых нуждается экономика.
 
Стоит учесть и моральную сторону дела. Кто даст гарантию, что чиновники АМК не окажутся столь же «неподкупными», как и представители Минэкономики. Как в жизни: в суде не доказано, но все знают, что государственные мужи и жены не брезгуют за деньги помогать определенным предприятиям выигрывать конкурсы по продаже товаров и услуг. Не помогают и процедуры тендеров – специалисты говорят, что есть масса способов их обойти. Можно даже утверждать, что в крови украинских чиновников плохая привычка брать мзду неискоренима. Поэтому какой смысл передавать лакомый кусок государственного хозяйства от одних желающих заработать другим?
 
В конце концов, действительно - почему именно АМК? Почему не Госкомстат или КРУ должны заниматься госзакупками? Они тоже могут заявить, что будут чисты на руку. Да и автор этого материала не отказался бы распоряжаться государственными миллиардами. Может, даже неплохо вышло бы.
 
Главное юридическое управление парламента указало, что наделение АМК несвойственными ему функциями противоречит законодательству. И в таком духе – еще несколько пунктов. В частности, юристы указали, что попытка заставить КРУ, Госказначейство, МинАПК и Госкомстат отчитываться перед парламентом о ходе закупок не отвечает принципу разделения власти на законодательную и исполнительную. Создание Специальной контрольной комиссии по вопросам государственных закупок не соответствует уже другому документу – закону «О счетной палате». Удивительно, но научно-экспертное управление не нашло изъянов в законопроекте. Очевидно, на его вывод и ориентировались некоторые депутаты во время голосования. Хотя, конечно, вряд ли опытных парламентариев можно ввести в заблуждение таким образом.
 
Сейчас документ находится в Секретариате президента в ожидании резолюции главы государства. Скорее всего, Виктор Ющенко ветирует документ – слишком уж тот нелепый. А чтобы чего не вышло, сейчас Минэкономики активно лоббирует запрет.
 
Инф. economica

Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/5827.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua