Счет, пожалуйста!

24 апр, 10:35

Политический кризис чреват как потенциальными, так и реальными экономическими угрозами

Невзирая на тайные надежды одних и опасения других, нынешний апрель не стал в Украине повторением майданного декабря 2004-го. И бизнес, и рядовые украинцы индифферентно наблюдают за политическими ами. Положительная сторона этого здорового скептицизма состоит в том, что экономика, в отличие от декабря 2004-го, сохраняет стабильность, а люди не торопятся снимать депозиты и закупать доллары и спички. Однако любой политический процесс имеет свою цену, оказывая влияние на развитие национальной экономики. Поэтому политикам, да и всем гражданам страны, нелишне было бы представить, каким будет «счет», выставленный Временем за нынешний «пир демократии». Может быть, это помогло бы нам быстрее и с меньшими потерями прийти к согласию...

А В ОСТАЛЬНОМ, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА...
Подавляющее большинство экспертов-экономистов в своих прогнозах сдержанно-оптимистично оценивают возможные последствия политического кризиса для украинской экономики. Возобновившая динамику экономика продолжает устойчивое развитие, которое, к тому же, почти на 50% обеспечивается экспортом, т.е. больше зависит от мировой конъюнктуры, нежели от ситуации внутри страны. Правительство обещает в полном объеме выполнять бюджет. Отсутствие товарного дефицита и либерализированный импорт надежно страхуют от угроз товарного дефицита, рекордные резервы Нацбанка гарантируют стабильность валютного курса, а динамичное развитие банковского сектора внушает уверенность в его устойчивости. При отсутствии объективных оснований, ажиотажное поведение покупателей на любом из рынков маловероятно, а значит, макроэкономическая стабильность может сохраняться в этих условиях неопределенно долго.

Заметим, что такой оптимистический прогноз действителен лишь при условии сохранения политического конфликта в жестких рамках правового решения и недопущения его дальнейшей эскалации. Прогнозирование вероятных сценариев разрешения конфликта не является предметом данной статьи, автор лишь исходит из предположения о благоразумии сторон, сознающих неизбежность компромиссных и недопустимость экстремистских решений.

Однако отсутствие прямых, краткосрочных отрицательных эффектов не должно порождать у политиков иллюзию того, что отечественная экономика позволит вести политическую борьбу на взаимное уничтожение бесконечно долго. Для этого целесообразно рассмотреть вероятные средне- и долгосрочные последствия политического кризиса.

Затягивание разрешения политического конфликта, который, кстати, уже постепенно переходит в затяжную форму, ведет к постепенному росту уровня политической неопределенности, а, следовательно, — к ожидаемым субъектами хозяйствования политическим рискам. На неопределенность ближайшей политической и экономической перспективы накладываются сомнения по поводу дальнейшей судьбы действующего правительства и, соответственно, устойчивости ориентиров его экономической политики. Эти риски будут постепенно отображаться в виде снижения инвестиционной привлекательности экономики и торможения инвестиционной активности как отечественных, так и зарубежных инвесторов, сужения горизонта стратегического планирования компаний, а значит — смещения их к спекулятивным видам деятельности. Первичными признаками такого развития событий являются происходящие сегодня торможение отечественного фондового рынка, снижение международным рейтинговым агентством «Standard & Poors» кредитного рейтинга Украины до негативного, временная приостановка некоторых инвестиционных проектов, о чем сообщил в своем докладе Верховной Раде первый вице-премьер-министр Николай Азаров. Многие представители отечественного бизнеса пока занимают выжидательную позицию, о чем свидетельствует задержка с уплатой налогов и замедление динамики экспорта, но, очевидно, готовы, в зависимости от политического расклада, либо вернуться к обычной деятельности, либо заняться выводом денег из бизнеса и/или из страны.

Независимо от дальнейшего развития кризиса, с большой долей вероятности можно предположить, что он уже привел к потере части потенциальных иностранных инвестиций в нынешнем году. Разумеется, ситуация может быть разом исправлена путем приватизации какого-либо лакомого, супердорогого объекта а-ля «Криворожсталь» (кандидаты на продажу — у всех на слуху), вот только инвестицией для украинской экономики это будет назвать уже трудно (вспомним головную боль с поступлениями от г на Миттала).

Вероятное торможение притока иностранных инвестиций, вместе с возможным ускорением оттока капитала из страны, может создать избыточное давление на платежный баланс, который и так перегружен отрицательным внешнеторговым сальдо. Стабилизация курса может стоить Нацбанку части его рекордных резервов. Впрочем, вполне возможно, что потери баланса будут с лихвой компенсированы притоком иностранных спекулятивных капиталов на фондовый рынок, поскольку упавшие котировки акций создают благоприятные условия для покупки активов практически «по дешевке». Учитывая ожидающийся рост интереса инвесторов к инфраструктурному сектору экономики, в свете грядущего Евро-2012 можно предположить, что многие финансовые спекулянты будут не прочь прикупить по бросовым ценам объекты (или их территории?), которые способны будут впоследствии принести неплохой доход. И сохранение политической неразберихи в стране сегодня — неплохое им в этом подспорье.

Субъекты, сохраняющие присутствие на отечественном рынке, закладывают политические риски в ожидаемый уровень прибыли (т.е. уровень цен). Поэтому затягивание или неблагоприятное развитие кризиса будет способствовать усилению инфляционных тенденций, прежде всего — в секторах, где рост цен меньше ограничен регуляторными требованиями и конкуренцией, в частности — на рынке недвижимости. Это также может привести к росту процентных ставок по кредитам. По-видимому, это понимают в Нацбанке, совет которого намерен повлиять на ситуацию снижением своей учетной ставки. Кроме того, вполне можно предположить, что, к примеру, в нынешнем повышении цен на бензин не последнюю роль сыграли также и сомнения трейдеров в способности правительства соблюдать условия совместного Меморандума, ограничившего рост цен несколько месяцев назад.

НЕКСТАТИ О СТРАТЕГИИ
Долгосрочный отрицательный эффект продиктован, в значительной мере, не только самим апрельским политкризисом, но и всем периодом политического противостояния, ему предшествовавшим. Фактически, уже можно говорить о потере «окна стратегических решений», которое существовало для Украины в промежутке между парламентскими выборами 2006 года и следующими президентскими выборами, и должно было быть использовано для системных социально-экономических реформ, в том числе — непопулярного характера. Развернувшаяся вместо этого конкуренция политических сил привела к подчинению экономической политики логике политического противостояния, продолжив «стратегическую паузу», тянувшуюся с середины 2004 года. Превращение социальной политики государства в предмет политической конкуренции не позволило развернуть реформирование системы социальной защиты, помешало сбалансировать задачи экономического и социального развития в бюджете 2007 г., заблокировало реформирование рынка труда и деформировало социальный диалог работодателей и профсоюзов, затормозило структурную модернизацию ЖКХ.

Печальным признаком нынешнего этапа развития демократии в Украине стало резкое снижение качества защиты прав собственности. Неконтролируемое развитие практики нецелевого использования судебной системы, получившее мощный импульс в конце 2004 г., плюс правовой нигилизм периода дискуссий вокруг реприватизации породили уродливого, квазиправового мутанта в виде «рейдерства», а попутно — всеобщее разочарование в способности государства к защите прав граждан. В таких условиях вряд ли стоит удивляться тому, что представители бизнеса склоняются к попыткам отстаивать свои интересы путем своего непосредственного присутствия в органах законодательной и исполнительной власти. Поэтому можно не сомневаться, что в будущих парламентских выборах конкуренция бизнеса за места в партийных списках центрального и местного уровня, а значит — искажения демократических принципов формирования власти, будет распространена еще шире, чем в 2006 году.

Политический кризис стал пиком противостояния в стране, выведя из политического процесса законодательную власть и резко сократив реальный стратегический горизонт для правительства. Последнее, надо отдать должное, продолжает активно работать над рядом стратегических программ, однако, при всех их достоинствах, они не могут восприниматься субъектами хозяйствования как конституция будущей политики правительства, поскольку его судьба пока неизвестна.

Последствия затягивания «стратегической паузы» лишь на первый взгляд имеют вид «утраченных потенциальных достижений». На самом деле, они готовы зримо проявиться уже в ближайшее время.

СПРОСИМ ИНВЕСТОРА
Дело в том, что впечатляющие и обнадеживающие результаты, которые демонстрирует отечественная экономика, по-прежнему основываются на устаревшей, малоэффективной модели развития. Экспортная модель роста возродилась при сохраняющемся преобладании в экспорте низкотехнологичных, ресурсоемких товаров. Растет зависимость от импорта, причем увеличение внутреннего спроса, в том числе — инвестиционного, стимулирует, прежде всего, расширение импортной составляющей рынка. Несмотря на ускорение роста инвестиций, доля капиталовложений в реальный сектор экономики, требующий реконструкции и перехода к инновационной модели развития, относительно невелика. Сохраняются значительные диспропорции в структуре цен, повышается уровень долларизации экономики, разрастается «пузырь» рынка недвижимости. На грани возможного осуществляется социальная политика, а в случае втягивания экономики в очередной предвыборный цикл, она вполне может стать не только заложницей происходящего, но и превратиться в реальную угрозу макроэкономической стабильности.

Таким образом, для обеспечения устойчивости экономического развития уже сегодня необходимо принимать меры по созданию систем долгосрочного инвестиционного кредитования и поддержки инновационной деятельности, укреплению фондового рынка, реформированию налоговой системы, защите интересов отечественных экспортеров на внешних рынках и регулирования доступа на внутренний рынок, формированию полноценного рынка труда, проведению комплексных преобразований в аграрном секторе с целью подготовки его к введению рынка земли, реструктуризации ЖКХ, внедрению инструментария регулирования деятельности естественных монополий. И этот список далеко не полон.

Начало практической фазы переговоров с ЕС относительно образования зоны свободной торговли, реализация интеграционных договоренностей со странами ЕЭП открывают для Украины новые перспективы и возможности освоения внешних рынков, и, в то же время, содержат новые вызовы нынешней национальной экономической модели. В случае позитивного решения о принятии летом текущего года нашей страны в ВТО, Украина, не выработав стратегии адаптации к этому членству, с соответствующим законодательным подкреплением, рискует утратить потенциальные выгоды, зато сможет в полной мере вкусить сомнительные «прелести» экономической глобализации.

Поэтому сохранение стратегической пассивности власти в экономической сфере, из-за ее политизации и блокирования законодательной деятельности, будет вести к обострению структурных диспропорций, снижению уровня конкурентоспособности национальной экономики, а значит — рентабельности производства и динамики его развития, осложнит противодействие росту «инфляции издержек», что, в свою очередь, будет источником перманентной социально-политической нестабильности. Этот эффект будет ощутим уже в текущем году в виде снижения темпов экономического роста, и может получить развитие в последующие годы.

Ярослав ЖАЛИЛО, кандидат экономических наук, президент Центра антикризисных исследований

Инф. "day">day


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/58545.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua