25 апр, 12:39
Ставка правительств многих стран, включая США, на снижение зависимости от импорта энергоресурсов и освоение альтернативных источников энергии, возможно, не оправдается. В глобальном прогнозе, представленном ведущей американской нефтяной компанией "ExxonMobil" российским журналистам, говорится: нефть в ближайшие 30 лет останется основным источником топлива. При этом мировое потребление энергоресурсов к 2030 году возрастет наполовину и достигнет 16 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Как пояснил начальник отдела департамента корпоративного планирования "ExxonMobil" Скотт Науман, этот прогноз используется при разработке стратегии развития компании. Об этом сегодня пишет российское издание "Время новостей".
В статье говорится, что в качестве основы для прогноза специалисты "ExxonMobil" взяли 2 фактора: ежегодный прирост населения на 0,9% (к 2030 г. его численность составит 8 млрд. человек) и рост мирового ВВП на 2,8%, что обеспечит удвоение объема промышленного производства. Эти факторы позволяют сделать вывод о том, что энергетический спрос до 2030 года будет расти на 1,6% в год и достигнет почти 325 млн. баррелей нефтяного эквивалента в сутки, или 16 млрд. тонн в год. При этом доля развивающихся стран в наращивании потребления достигнет 80%.
Газета пишет, что доля нефти и газа как основных видов энергоресурсов к 2030 году существенно не изменится и составит порядка 60%. Еще 20% от спроса будет удовлетворено за счет угля. Альтернативным же источникам энергии, включая традиционные дрова и биотопливо, по ожиданиям "ExxonMobil", едва удастся занять 20% от общемирового потребления. А такие направления, как использование энергии солнца и ветра или производство растительного этанола, активно пропагандируемые сейчас правительствами многих развитых стран - импортеров топлива, едва смогут обеспечить 1% от мирового потребления.
В то же время аналитики американской компании отмечают, что увеличение спроса на нефть будет несколько ниже, чем средние показатели по энергопотреблению. Объясняется это внедрением энергосберегающих технологий, в первую очередь в автотранспорте. Согласно подсчетам аналитиков "Exxon", экономия потребления к 2030 году составит примерно 7 млрд. тонн нефтяного эквивалента. "Другими словами, если бы человечество продолжало сохранять свое энергопотребление на уровне 2005 года, общемировой спрос на энергоносители к 2030-му мог быть на 40% выше, чем этот прогноз", - отмечено в докладе. Главным потребителем жидких углеводородов традиционно остается транспорт, в первую очередь автоперевозки. К прогнозному году эта отрасль будет ежегодно использовать уже порядка 3,1 млрд. тонн топлива, что на 50% больше, чем сегодня. Большую роль в этом сыграет улучшение благосостояния населения в развивающихся странах, что увеличит возможности покупать автомобили. По подсчетам нефтяной компании, к прогнозному году число частных машин может достичь 500 млн. штук.
Наибольший рост потребления - 1,7% в год, по данным "Exxon", придется все же на природный газ. Причем основной рост потребления будет идти в развивающихся странах, в первую очередь азиатских, поскольку именно здесь наблюдается серьезное увеличение численности населения. Потребление газа поставит перед рынком вопрос о наиболее оптимальных способах его транспортировки. Пока таковым мировой рынок признает метод сжижения газа, а значит, рынок СПГ будет активно расти. Как отмечено в докладе аналитиков, доля СПГ в мировых газовых потоках к 2030 году может увеличиться на 15%, до 725 млрд. кубометров газа (в 2000-м - на 5%). Изменится и центр производства СПГ. Если сейчас лидирующие позиции занимают страны Юго-Восточной Азии, то к третьему десятилетию центр переместится на Ближний Восток, прежде всего в Катар. Главным импортером станут США, которые лишь приступают к масштабному строительству инфраструктуры для приема СПГ, до сих пор они обходились собственными ресурсами и трубопроводными поставками из Канады.
Экономического коллапса от дефицита энергоносителей, по мнению "ExxonMobil", ждать не следует. Ведь современные технологии позволяют осваивать такие ресурсы, как битумы, нефтяные пески и сланцы, которые раньше не считались пригодными для использования, а значит, не учитывались в данных по геологическим ресурсам. По оценке "ExxonMobil", с учетом подобных месторождений мировые запасы углеводородов могут превысить 575 млрд. тонн. "Поскольку за все время промышленного использования нефти и газа в мире было добыто традиционным способом около 140 млрд. тонн углеводородов, мы считаем, что имеющихся ресурсов достаточно для удовлетворения до 2030 года растущего спроса", - отмечено в докладе.
А вот замена традиционного топлива биологическим этанолом не даст желаемого эффекта, поскольку затраты на его производство достаточно высоки, пишет газет. "Затраты на производство этанола из кукурузы равны затратам на производство бензина, лишь когда стоимость нефти достигает $60 за баррель, если цены на нефть ниже - производство этого заменителя нерентабельно", - пояснил Скотт Науман. Так что к 2030 году этанол даже при широкой финансовой господдержке едва сможет покрыть 2% спроса на топливо в США. Производство этанола из сахарного тростника несколько дешевле, однако им занимается только Бразилия, и то для удовлетворения внутренних потребностей.
В подтверждение прогнозов вчера цена на нефть вновь пошла вверх, поднявшись по основным эталонным сортам на 1,3%. В середине вчерашнего торгового дня стоимость июньских фьючерсов североморской марки нефти "Brent" на Лондонской бирже ICE достигла максимума в этом году - $68,01 за баррель. Техасская WTI также перевалила за $66,12 за баррель. Основной макроэкономической причиной роста участники рынка называют постоянно растущий спрос на бензины и дизельное топливо. Кроме того, значительную поддержку нефтяному рынку оказали новости о политическом кризисе в Нигерии, в рамках которого под риском срыва оказались поставки нефти из этой страны, подытожила газета.
Инф. " ">
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/58796.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua