Бензин подорожал. К выборам?

08 май, 14:11

Пользуясь политическим хаосом, нефтетрейдеры начали взвинчивать цены на бензин и нефтепродукты. По крайней мере, именно эту причину называют противники предстоящих выборов в Украине.

В течение прошлой недели цены на нефтепродукты на столичных автозаправочных станциях изменялись дифференцированно, однако в определенном направлении – в сторону повышения. Средняя цена, согласно данным консалтинговой компании UPECO, на низкооктановый бензин марки А-76 практически не изменилась, составив, как и недели ранее, 3,70 грн./литр. При этом минимальные цены на низкооктан были зафиксированы в сети "БРСМ-Нафта" (3,54 грн./литр) и "Золотой гепард" (3,60 грн./литр). На бензин марки А-92 средняя цена в рознице продолжала держаться на уровне 3,95 грн./литр. Ценовые максимумы наблюдались на АЗС "Кло" и "Укртатнафта" (4,00 грн./литр). В то же время отмечалось повышение цен на бензин марки А-95. Средняя стоимость литра бензина этой марки на прошлой неделе выросла до 4,20 грн./литр. Максимальная цена на высокооктан составила 5,09 грн./литр), минимальная - 4,07 грн./литр. Средняя цена на бензин А-98 в течение недели колебалась в диапазоне 4,89-5,49 грн./литр. Максимальная цена составила 5,30 грн./литр и 5,49 грн./литр (в зависимости от сети), а минимальные - 4,89 грн./литр. Вместе с тем, фактически не претерпело ценовых изменений дизельное топливо: средние цены на ДТ в течение недели составляли 3,90 грн./литр (данные «Лига»). До нынешнего витка цен на топливо, подобное наблюдалось только в Донецке в конце прошлого месяца. Тогда Антимонопольный комитет Украины обвинил донецкие АЗС в монопольном сговоре.

Практически равнозначный рост наблюдался в стране в самом начале политического кризиса. Тогда премьер-министр Виктор Янукович дал поручение первому вице-премьер-министру Николаю Азарову «говорить» с нефтетрейдерами и заставить их умерить свои аппетиты, мол, «кризис во власти – не есть повод заигрывать с бензиновым потребителем». И цены на нефтепродукты если не упали мгновенно, то хотя бы зафиксировались на своих позициях и не продолжили «взлет».

Все мы помним, как при разных правительствах, нефтетрейдеров неоднократно вызывали на ковер с просьбами, уговорами и угрозами не повышать цены на нефтепродукты. Во всех случаях власть показывала умение «договориться». Ситуация нынешняя – отличается.

Безусловно, одной из причин повышения цен на бензин является ежегодное, традиционное и банальное начало весенне-полевых работ в стране. То есть, первая причина – сезонное колебание.

Второй причиной может быть и то, что поставки нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы, в январе-апреле сократились на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - до 4,86 млн. тонн (данные УНИАН). Вместе с тем, глобально, объемы поставок если и уменьшились, то не настолько, чтобы спровоцировать рост цен.

Третья причина: общемировые тенденции. Торги в Европе показали повышение цены на нефть больше, чем 66 долларов за баррель - на фоне беспокойства по поводу поставок из Нигерии, где намедни произошло нападение боевиков на нефтяные объекты. Еще одна причина, вытекающая из предыдущей, - довольно тенденциозная. Отечественные цены на нефтепродукты «подтягиваются» к европейским. Ведь ни для кого не секрет, что экономные поляки, венгры и другие соседи давно накатывают на наши бензозаправки: тут дешевле. Вместе с тем, у них, как и у нас, остается один существенный вопрос: почему настолько низкое качество? Как бензина, так и обслуживания. Итак, с одной стороны, рост цен, постепенно приближающийся к европейскому уровню, вполне справедлив. Чем наши нефтетрейдеры хуже? А с другой стороны, на нашем бензине, по сравнению с западным, далеко и быстро не уедешь.

И, наконец, причина четвертая, о которой мы уже сказали: нынешняя политическая ситуация развязала нефтетрейдерам руки. Если раньше их действия считались легитимными только с разрешения правительства, то теперь, по крайней мере, до тех пор, пока Кабмин не договориться с Президентом, у них есть масса времени и возможностей подзаработать. Чем они и занимаются более-менее успешно. Хотя, можно предположить, что правительство не будет на данном этапе вмешиваться в дела нефтетрейдеров. До политического кризиса правительство отличилось вполне похвальным начинанием: созданием стабфонда нефти и нефтепродуктов, что позволит вполне рыночным методом обеспечить нормальное хозяйствование в этой сфере и уберечь потребителя от паники. Но, надолго ли?

Сергей Куюн, директор консалтинговой компании UPECO:
С чем, по вашему мнению, связано повышение цен на нефтепродукты?
Все дело в том, что в марте и в апреле мировой рынок нефти и нефтепродуктов дорожал уверенными темпами и сегодня мы видим лишь начало отголосков этих процессов. Мы традиционно запаздываем с реакцией на изменение мировой конъюнктуры. Поэтому – это единственная причина, толкающая цену вверх. Этот процесс, по моим прогнозам будет иметь продолжение.

Будет ли правительство нерыночными методами снижать цену?
Дело в том, что озабоченность может возникать лишь в случае, если есть уверенность в необоснованном росте цен. На сегодня все расчеты показывают полное соответствие тенденций на внутреннем рынке мировым процессам. Тут нет причин для беспокойства правительства. Поверьте: цены растут не только у нас, а и в Германии, Франции, Беларуси, России… Нам всем нужно привыкнуть к тому, что нефтепродукты как дешевеют, так и дорожают. Когда на протяжении трех месяцев (январь-февраль-март) цены падали, то никто на это внимания не обращал. Сегодняшние цены на бензин находятся на уровне октября прошлого года. А в сентябре прошлого года они были намного выше. 90% нефтепродуктов – мы вынуждены завозить, поэтому цены диктовать мы не способны.

Ни для кого не секрет, что качество бензина в Украине – намного ниже, чем на Западе. Как тут установить оптимальное соотношение цены и качества?
К сожалению, никак, поскольку наш рынок к торговле допускаются товары, подпадающие под требования еще советских ГОСТов. Фактически по одной цене у нас продается евробензин и наш бензин. Тут, к сожалению, ничего не поделаешь. Однако буквально с апреля этого года действует дифференцированная ставка акцизного сбора на дизельное топливо в зависимости от его качества.

Ольга Василевская

Инф. "glavred">glavred


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/59836.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua