Янукович вернет инвесторов в зоны?

15 май, 10:08

Министерство экономики вновь предлагает вернуть стране специальные экономические зоны. Сделать это возможно при помощи новой редакции закона про СЭЗы, проект которого подготовлен министерством.

На своем сайте Министерство экономики опубликовало проект новой редакции закона «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». В случае его принятия Верховной Радой (какого-либо созыва), он заменит достаточно скандальный предыдущий закон, действующий с ноября 1992 года, однако приостановленный в действии после принятия изменений в закон о госбюджете на 2005 год.

Примечательно, что новая редакция была подготовлена еще при руководстве Минэкономики Владимира Макухи. Тот факт, что текст документа публикуется при его преемнике, означает, что курс на возвращение СЭЗов является одним из приоритетов нынешнего правительства. К слову, замена закона про СЭЗ является лишь частью большой законодательной реформы, направленной на улучшение инвестиционного климата. Этот законопроект входит в пакет из четырех документов: «О внесении изменений в закон «Об инвестиционной деятельности», «О внесении изменений в закон «О режиме иностранного инвестирования», а также проект закона «Об индустриальных (промышленных) парках».

Свою инициативу Минэкономики объясняет желанием оптимизировать работу СЭЗ, в том числе – привести их работу в соответствии с требованиями ВТО. Кроме того, новая редакция закона выстроена по принципу «кнута и пряника». С одной стороны законопроект ужесточает контроль над выполнением инвестиционных обязательств работающими в спецзонах предприятиями, а с другой - обещает им дополнительные преференции.

Какие блага будут гарантированы инвесторам в СЭЗах нового образца? Так же, как и в «старых» СЭЗах, предприятия, работающие в этих спецзонах, освобождаются от импортной пошлины и НДС, ввозимых на территорию СЭЗ товаров для реализации инвестпроектов. Очень важно, что новая редакция закона отдельно описывает механизм продажи продукции, производимой в СЭЗах, на налоговой территории Украины. Если ранее такая продукция беспошлинно вывозилась из спецзоны, то теперь она будет облагаться налогами в той же мере, как импортируемые товары. Таким образом, правительство намерено ликвидировать одну из основных претензий к СЭЗам со стороны ВТО - организации, одним из основных принципов которой является равенство возможностей для производителей.

Кроме того, данная редакция закона предлагает новую льготу для СЭЗов: предприятия, работающие в них, будут иметь право на двухлетний инвестиционный налоговый кредит – беспроцентную отсрочку уплаты налога на прибыль. Стоит отметить, что такую же льготу будут иметь и предприятия, работающие в рамках индустриальных парков. Отличие индустриального парка от СЭЗа состоит в отсутствии таможенных льгот, а поэтому основывать такие парки сможет не только Верховная Рада (как СЭЗы), но и местные органы власти.

Еще один немаловажный момент – новый формат СЭЗов будет открыт не только для иностранного, но и для отечественного капитала. Стоит напомнить, как на проводимом в декабре прошлого года в Донецке выездном заседании комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики тогдашний министр экономики Владимир Макуха был поддан обструкции за напоминание, что в нарушение закона СЭЗы привлекают не иностранные инвестиции, а служат укрытием для отечественных капиталов. «Основу любой экономики, доверие к стране составляют исключительно отечественные инвесторы! Когда министр экономики так угнетенно говорит о том, что 75% (в СЭЗах- «Главред»)– это отечественные инвесторы – это как минимум настораживает! А как максимум – ставит вопрос о профессиональной компетентности!»,- заявил ему нардеп Борис Колесников. Новая редакция закона уже «не угнетает» отечественный капитал.

При этом данный законопроект может быть применен и к уже зарегистрированным СЭЗам. В Конечных положениях к законопроекту отмечено, что спецзоны, успевшие 31 марта 2005 года подписать договоры на реализацию инвестпроектов, имеют право продлить их реализацию. Такими счастливчиками стали 7 СЭЗов: «Донецк», «Азов», «Автопорт «Краковец», «Интерпорт Ковель», «Порто-Франко», «Рении» и «Порт Крым». В пояснительной записке такое решение объясняется защитой от возможных исков предприятий, работающих в названных спецзонах. Хотя остается непонятным - а что, в других СЭЗах никто не работал?

В отличие от предыдущей редакции, новая предусматривает контроль над эффективностью работы СЭЗов. Полномочия по проведению этого контроля планируется отдать «центральному органу исполнительной власти по вопросам экономической политики» – вероятно, речь идет либо о Минэкономики, либо о создании специальной комиссии при Кабмине. Этот орган вместе с органами управления СЭЗ будет проводить экспертизу перспективности создания новых СЭЗ, а также ежегодно мониторить реализацию инвестпроектов, накладывая санкции на нарушителей ее условий. Ради справедливости стоит отметить, что законопроект не содержит критериев, руководствуясь которыми будет проводиться мониторинг. В такой случае, непонятно, как именно будет определяться анализ целесообразности создания СЭЗов – «на глаз» или руководствуясь дежурными постановлениями Кабмина.

Такие же проблемы возникают и при ликвидации спецзон. Новая редакция закона про СЭЗы предусматривает две причины досрочного прекращения их работы: при полном отсутствии реализации инвестпроектов в течение трех лет, а также при наличии негативных результатов их работы. Руководствуясь первой причиной, ликвидация СЭЗов обречена на провал – всегда можно «привлечь» какой-нибудь завалящий (пусть даже номинальный) инвестпроект. В свою очередь при оценке результативности работы СЭЗа ключевым моментом выступает вопрос – на основании какого периода работы будет проводится анализ. Одного года – по аналогии с ежегодностью мониторинга, трех лет – сроке работы СЭЗа, или большим периодом. Стоит напомнить, что масштабные инвестиционные проекты рассчитываются на срок окупаемости не менее пяти лет, а поэтому легко могут признаваться неэффективными.

В свое время президент Кучма сказал по поводу СЭЗов: «Возможно, это зоны, возможно – свободные, но не экономические». Нынешняя редакция однозначно сделает СЭЗы еще боле свободными, однако станут ли они экономические – покажет качество контроля, практически не выписанное в законопроекте.

Олекса Богуш

Инф. "glavred">glavred


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/60382.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua