Укрощение инфляции

18 май, 11:22

В украинской экономике полное затишье. Оно лишь изредка прерывается на небольшие «встряски». Вместе с тем, в виду политических ищ, даже тема вступления Украины в ВТО, в связи с последними заявлениями россиян о том, что они прыгнут в поезд Всемирной торговой организации раньше нас, уже мало интересует общественность. Народ взволнован внутренней нестабильностью.

Чего от нее можно ожидать? Каковы основные макроэкономические прогнозы? Хранить ли деньги в сберегательных кассах? «Главред» продолжает следить за тем, как повлияет, и повлияет ли вообще политика на экономические показатели страны. О возможных рисках и «бурях» говорит в интервью «Главреду» экономист Всемирного банка Руслан Пионтковский:

Ввиду того, что сейчас все заняты политикой, в стране наблюдается экономическое затишье. Как показывает практика, обычно это бывает перед бурей. Каков ваш прогноз развития экономической ситуации сопряженной с политической нестабильностью?
Есть очень много факторов, от которых напрямую зависит экономическая стабильность в государстве. И не всегда стабильность в экономике сопряжена с внутриполитической ситуацией. Во многих случаях тут ают значительную роль и международные тенденции.

Я бы не сказал, что нынешняя ситуация предшествует какой-то буре. Если смотреть на основные показатели (и экономический рост,  и промышленное производство, и инфляция) – они все если не оптимальны, то приемлемы. Прогноз Всемирного банка по этому году составляет 5,5%. Это немного ниже официального прогноза и ниже нынешней динамики  (7,9%) за 4 месяца.  Однако это не означает, что ситуация резко ухудшится, ведь есть определенное циклическое движение в середине года, а также присутствует «эффект» базы прошлого года, когда экономика «разгонялась». Мы предполагаем, что в этом году будет происходить постепенное замедление до какого-то определенного темпа, который мы во Всемирном банке считаем устойчивым. Но не стоит думать, что мы придерживаемся мнения о том, что украинская экономика не может расти быстрее 5,5%. Для того, чтобы в среднесрочной перспективе выйти на более высокую траекторию, нужно проводить энергичные структурные реформы, что мы во Всемирном банке поддерживаем, сотрудничая в этом плане с украинским правительством.

Многие международные эксперты негативно оценивают тенденции  молниеносного роста украинской экономики. Как считаете вы?
Я бы немного по-другому расставил акценты. Нельзя утверждать, что быстрый рост экономики – это плохо, поскольку в результате быстрого роста, экономика в целом, и граждане страны в частности, богатеют. Однако стремительный рост любой  экономики несет в себе ряд рисков. Это касается не только украинской ситуации, а и, к примеру, китайской. Но необязательно, что все эти риски реализуются.

Эти самые опасности могут быть связаны с тем, что совокупный спрос в экономике в краткосрочной перспективе превышает предложение, а в результате неспособности экономики производить товары и услуги вызывает перегрев, что приводит к инфляционным процессам. Именно поэтому, если, к примеру, мы скажем, что на сегодняшний момент спрос будет составлять 15%, то это обязательно закончится перегревом. И, когда мы прогнозируем темпы роста в 5,5% для Украины, то мы имеем для этого все основания, поскольку именно такой темп будет сопровождаться устойчивостью. 

Кроме того, подобный перегрев может выражаться в накачивании дефицита счета текущих операций. На сегодняшний момент, некоторые эксперты видят угрозу в том дефиците, существующем на данном этапе (в этом году дефицит составит  около 4% ВВП, тогда как в прошлом – 1% ВВП). Но, этот дефицит, во-первых, является естественным следствием увеличения инвестиционного и потребительского спросов, что является довольно нормальной ситуацией для быстрорастущих экономик, которая наблюдалась раньше в странах Восточной и Центральной Европы на их пути к Евросоюзу. Все они прошли через этот период, и сейчас испытывают ощутимый дефицит текущего счета, который финансируется притоком капитала, в том числе и прямыми иностранными инвестициями. В этом случае, сам факт наличия дефицита – естественен, но беспокойство, вызывающее риски, нарастает.

По моему мнению, мы еще не достигли угрожающей ситуации дефицита. Если мы посмотрим на нынешние показатели дефицита, а он в прошлом году составил менее двух миллиардов, а приток иностранных инвестиций составляет около 5 миллиардов, то мы видим, что дефицит покрывается. И, если внутренне политические и экономические факторы не изменятся, то не будет оснований считать, что приток прямых иностранных инвестиций прекратится. Кроме того, сейчас происходит «бум»  заимствований, приток долгового капитала тоже ускоряется. Если посмотреть на статистику Нацбанка – приблизительно на 8 миллиардов долларов возрос частный внешний долг Украины. Снова-таки, на это можно смотреть с двух разных сторон: с одной - пессимисты скажут, что растут риски, поскольку страна влезает в «долговую яму», из которой не выпрыгнуть. С другой - есть все больше иностранцев, видящих перспективу в украинской экономике и готовых вкладывать в нее. Если смотреть на рейтинги и спрэды, то они сейчас намного ниже, чем были несколько лет назад. И пока ни одно агентство не пересмотрело рейтинг Украины, а только прогнозы рейтингов (как это сделало агентство “Standart&Poors” вначале политического противостояния, к которому привел указ Президента о роспуске парламента, - прим. авт.). То есть сам рейтинг Украины довольно устойчив. Я бы не удивился, если бы по результатам разрешения политического кризиса, прогноз рейтинга Украины мог быть пересмотрен в положительную сторону.

Еще одним риском является инфляция. Тут ситуация следующая: инфляция на сегодняшний момент, по моему мнению, большая. Украине, я думаю, следовало бы иметь более низкую инфляцию. Но, вместе с тем, основной компонент инфляции – энергетический, который охватывает всю цепочку: от жилищно-коммунальной сферы до коррекции внутренних цен на газ. Если посмотреть на продовольственные и не продовольственные товары, исключая энергетическую составляющую, то инфляция уменьшается. Сегодняшней задачей является сдерживание инфляционных процессов, связанных с ожиданиями,  чтобы не было ускорения темпов роста инфляции.

В данный период времени также вызывает опасения продолжение популистских увеличений расходов на бюджетную сферу. Это не значит, что Всемирный банк выступает против того, чтобы улучшались условия жизни в Украине вообще, и доходы бюджетников, в частности. Здесь нужно соизмерять возможности бюджета с экономическими реалиями и не пытаться провоцировать скачок цен вследствие этого. Повышение соцвыплат должно проходить исходя из реальных возможностей и не сильно превышать темпы роста экономики. Вместе с увеличением расходов на бюджетную сферу должны осуществляться структурные преобразования в той же госслужбе, секторах здравоохранения, образования. Вся политика не должна сводиться к повышению минимальных уровней.

Как вы считаете, целесообразно было бы вернуть политику правительства Тимошенко, когда министр финансов Виктор Пинзенык брал курс на сокращения госдолга Украины?
По состоянию на конец 2006 года госдолг был намного ниже, чем по состоянию на конец 2004-го года. Как процент ВВП этот долг все равно сокращается. Но, основной прирост долга – частный – происходит в банковском секторе и  в корпоративном  секторе, который начинает развиваться только сейчас. Здесь государство не является основным фактором наращивания долга. Согласно сегодняшним показателям, госдолг равняется 15% ВВП. Это немного, если сравниваться с  другими странами. То есть, запас прочности в долговой политике государства еще есть. Другое дело, что государству сейчас следовало бы больше внимания уделить развитию рынка внутренних ценных бумаг (гособлигаций внутреннего займа) в противовес недавней тенденции наращивания внешнего долга. На сегодняшний момент, две третьих долга – внешний долг, и меньшая часть – внутренний. В принципе, если посмотреть на опыт подобных Украине стран, то мы тоже видим у них тенденцию сокращения доли внешнего долга, и увеличения доли внутреннего. Здесь есть свои дополнительные преимущества.

Ухудшилось торговое сальдо Украины. Есть разные прогнозы на эту тему. К чему может привести подобное ухудшение?
Вкратце я об этом уже упоминал выше. Если подробнее, то довольно быстро растет потребление и инвестиции в Украине. Часть потребительского и инвестиционного спроса приходится на импортные товары. Тут действует также фактор роста цены на газ, поскольку растет объем платы за импорт. Конечно, в  результате изменения цены на газ, украинская экономика с годами станет менее энергоемкой и количество потребляемого газа уменьшится. Но эффект цены чувствуется сразу – на 30 долларов за каждый кубометр приходится платить дороже уже сегодня. Это все происходит в условиях стабильного обменного курса, ведь граждане уже могут себе позволить и путешествовать, и покупать больше иностранных товаров.

Я хотел бы отметить, что сегодня существует момент финансирования торгового сальдо, что отображается в притоке иностранных денег. Валютные резервы растут. Нацбанк покупает валюту, исключая «провалы» во время выборов, когда он вынужден ее продавать. Если бы Нацбанк не вмешивался, то было бы давление не к девальвации, а к небольшой ревальвации. Нельзя сказать, в то же время, что Нацбанк сдерживает курс от какого-то кризиса. Этого не происходит.

С другой стороны, уровень дефицита текущего счета, если сравнивать со странами Восточной Европы (Румыния, Болгария), то ситуация у нас намного лучше – дефицит скромнее. Поэтому не стоит сильно нервничать по данному поводу. Я могу сказать, что произойдет, если данная ситуация изменится. Если отношение к Украине у инвесторов изменится, и приток капитала прекратится, то тогда будет определенная коррекция торгового сальдо. Но позиция Всемирного банка в согласии с Международным валютным фондом (МВФ) состоит в том, что лучше все-таки не дожидаться возникновения подобной ситуации, а уже сегодня постепенно вводить более гибкое курсообразование. То есть, чтоб с помощью курса более эффективно реагировать на незначительные шаги к изменению. Это то, что называется инфляционным таргетированием  - отход от жесткой привязки к курсу, когда главным показателем будет инфляция, на которую ориентируется Нацбанк  с тем, чтобы изменять курс соответственно. Итак, курс будет более гибким, плавающим, реагирующим на спрос и предложение в каждом отдельном случае. Это не значит, что Нацбанк прекратит вмешиваться. Но данная тактика даст возможность постепенно уменьшить интервенцию и влияние на рынок в рамках положений засад монетарной политике на этот год, к примеру.

Ольга Василевская

Инф. "glavred">glavred


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/60880.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua