Испытание репутацией

30 май, 09:57

Все больше украинских компаний пытаются стать ыми

В период с 2004 по 2006 год только четыре украинских компании — «Астарта», «ХХI століття», «Укрпродукт» и Cardinal Resources — вышли на IPO. Как следствие, ими было привлечено в общем 200 миллионов долларов. Еще 25 компаний заявили о своем выходе на IPO в течение ближайших двух- пяти лет. И это для Украины уже своеобразный рекорд. Среди пионеров ого рынка «Родовід- банк», Мироновский хлебокомбинат, «Союз-Віктан», Интерпайп, сеть супермаркетов Фуршет, Мотор Сич, Укргазбанк.

Однако и эти известные компании еще далеко не всегда осознают, что IPO — это не просто привлечение денег, а в первую очередь — уровень публичности, удовлетворяющий инвесторов. «На сегодняшний день следует больше работать над тем, чтобы обеспечить лучший доступ к себе, — считает генеральный директор консалитинговой компании «Михайлов и Партнеры. Украина» Марина Стародубская. — На некоторых сайтах нет даже контактов компании, нет разделов пресс- службы, не говоря уже о специальных разделах для инвесторов». Поэтому в Украине нужны также исследования, которые могут оценить украинскую практику управления корпоративной репутацией для повышения стоимости бизнеса.

«Репутация компании непосредственно влияет на стоимость бизнеса, — считает старший партнер и управляющий директор коммуникационной группы «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» (Россия) Борис Фирсов, — а поэтому формировать репутацию и строить коммуникации нужно исходя из стратегических целей владельцев компании». Но в Украине этот процесс только начался, а поэтому большинство компаний так и остаются недоступными для прессы и инвесторов. Они попросту молчат. Информационный вакуум потихоньку заполняют какие-то слухи, догадки. Потом очень тяжело «отмыть» свою репутацию... Ведь в отношениях с инвесторами против компании может сыграть правило «нет дыма без огня». «Для инвестиций привлекателен только прозрачный бизнес с понятной историей и стабильной репутацией», — отмечает Марина Стародубская. С точки зрения президента коммуникационной группы «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» (Россия) Юлианы Слащевой, «формирование репутации — задача первых лиц компаний».

«Успех IPO на зарубежных площадках с высокими требованиями относительно открытости и прозрачности эмитентов невозможен без построения системы коммуникаций с инвесторами и системной работы над репутацией компании, — рассказывает Слащева. — А значит, коммуникации — это управленческая функция и, в первую очередь, — прямая обязанность руководства компании, топ-менеджеров и владельцев бизнеса».

Однако ость не всегда гарантирует сумасшедший успех — в некоторых вещах лучше оставаться частной компанией, нежели становиться публичной. Поэтому перед принятием окончательного решения о выходе на IPO стоит обдумать целесообразность и взять курс на перемены.

«Украинские компании уже с удовольствием говорят о себе как о производителях продукта или услуги, но еще не привыкли говорить о себе как о бизнесе и команде профессионалов, — подчеркивает Стародубская. — Инвестору же важно знать, кому он доверяет собственные деньги, и сможет ли компания поддерживать и наращивать заявленную стоимость акций».

Стародубская считает, что процесс активизации компаний и их планы относительно выхода на рынок IPO положительно повлияет на экономику страны вообще. «Мы считаем подготовку к ости украинских компаний одним из главных факторов и необходимых условий развития экономики Украины в целом и фондового рынка в частности», — подчеркивает она.

«Важна даже сама декларация, само намерение стать ым. Это означает, что компания фактически начинает ориентироваться не на текущий финансовый показатель, а на стоимость», — указывает Фирсов.

«Репутация — это неотъемлемая часть стоимости компании, и как отдельно взятый самостоятельный фактор не работает. В России, например, перед выходом на IPO компания тренируется на фондовом рынке — выпускает какие-нибудь долговые бумаги: вексельные или облигационные займы. И таким образом желает показать себя как надежного и добросовестного ока на этом рынке», — делится опытом Юлиана Слащева.

Часто в компании нет четкой стратегии, которая бы очерчивала инвесторам перспективы компании, и не только в деньгах, но и в доле рынка. Эти стратегии либо вообще не существуют, либо составляют сугубо финансовый, закрытый документ. «Начинать нужно с создания легенды ой стратегии», — уверена Слащева. По ее словам, любой процесс подготовки к выходу на рынки капиталов предусматривает соблюдение целого ряда корпоративных процедур, в том числе и коммуникационных. «Важно систематизировать все коммуникационные процессы, согласовать их со всеми ограничениями юристов и инвестиционных банкиров», — указывает эксперт. Обычно компания начинает работать над этим за шесть-семь месяцев до официального объявления выпуска акций. Нельзя ни в коем случае делать прогнозов ни относительно стоимости компании, ни относительно возможной цены акций, ни относительно того, какую прибыль в ближайшие годы получит компания, советует Слащева. В то же время, можно озвучивать цифры, которые есть в стратегии. Это не раз подчеркивали эксперты — таковы правила ы на фондовом рынке, и нарушать их не стоит.

Мария СЕМЕНЧЕНКО

Инф. "day">day


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/61970.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua