09 июл, 15:08
«2020 год — реалистичная дата вступления Украины в Европейский Союз» — такие оптимистичные заявления прозвучали на прошлой неделе на четвертом саммите Ялтинской европейской стратегии из уст вице-президента Европейского парламента Марека Сивеца, а также экс-президента Польши Александра Квасьневского. Поддержка устремлений Украины со стороны европейских политиков приятна, но в то же время не должна вводить в заблуждение. Членство в ЕС без подготовки представляется нереальным.
На протяжении последнего десятилетия Украину упрекают в «интеграции без европеизации», то есть в декларировании намерения о вступлении в Евросоюз без реформ и приведения в соответствие с его нормами и стандартами национальной законодательной базы. Создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, обсуждавшееся во время Ялтинского саммита, может дать толчок украинским реформам, открыть доступ на внутренний рынок ЕС. Именно это позволит сделать первые серьезные шаги по сближению с ЕС.
В марте 2007 года Украина и Европейский Союз начали переговоры о новом усиленном соглашении, которое заменит Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1998—2008 годов. Сложно сказать, станет ли выполнение нового соглашения «пропуском» к членству страны в ЕС. Но, несомненно, его выполнение поможет Украине приблизиться к стандартам ЕС во многих сферах и будет способствовать ее интеграции в рынки и политику Евросоюза.
Зона свободной торговли — ключевой элемент нового этапа отношений
Ключевым элементом усиленного соглашения должен стать раздел о зоне свободной торговли (ЗСТ). Дискуссия по поводу создания ЗСТ ведется еще с 1999 года, когда исследование Европейской комиссии выявило экономическую нецелесообразность создания зоны из-за слабого экономического развития Украины.
В 2005 году перспектива ЗСТ получила более оптимистичное основание. Мы пришли к выводу, что создание зоны свободной торговли с Украиной экономически целесообразно и будет иметь позитивные последствия для обеих сторон (в частности, будет способствовать росту благосостояния населения Украины от 2 до 7%).
Что такое зона свободной торговли?
Зона свободной торговли (free trade area) — тип международной интеграции, в рамках которой страны-участницы отменяют таможенные ставки, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, которые контролируют происхождение товаров, пересекающих государственные границы. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме сельскохозяйственной продукции. Примерами ЗСТ являются НАФТА, АСЕАН и МЕРКОСУР. ЕС также имеет ЗСТ со странами Средиземноморья, с Чили и Мексикой.
Переговоры об отмене таможенных тарифов между Украиной и ЕС будут основываться на договоренностях в рамках Всемирной торговой организации. Сегодня Украина, конечно же, не готова к полной либерализации своих рынков для товаров из ЕС. Некоторые уязвимые сектора (например, сельское хозяйство) могут быть вообще исключены из зоны свободной торговли. В то же время рынки промышленных товаров могут открываться постепенно и в асимметричном с еэсовскими порядке. Таможенные тарифы с украинской стороны будут снижаться постепенно, тогда как ЕС отменит их сразу же после вступления в силу соглашения. Переходные периоды для открытия украинских рынков, в течение которых бизнес сможет адаптироваться к новым условиям, могут длиться от трех до пяти лет.
Однако украинские таможенные тарифы довольно низкие, поэтому не могут быть основным препятствием для наших товаров на рынках ЕС. Барьером являются скорее различия в технических и санитарных стандартах, системах стандартизации и сертификации, а также искажение условий конкуренции (например, форма государственной помощи, предоставляемой предприятиям и отраслям).
Адаптация к стандартам и нормам ЕС позволит убрать барьеры в краткосрочной перспективе и улучшить доступ на рынки ЕС — в среднесрочной. Но и в этом случае классическая зона свободной торговли будет оказывать ограниченное положительное влияние на экономику Украины.
Углубленная свободная торговля с ЕС — инструмент для внутренних преобразований
Сегодня, когда Украина нуждается в реформах и ищет новую модель развития, соглашение о свободной торговле с ЕС может стать инструментом преобразований в стране. В 2004 году группа независимых экспертов предложила новую формулу экономического и торгового сотрудничества между Украиной и ЕС путем «углубленной свободной торговли» (или ЗСТ+). В отличие от классической, ЗСТ+ предполагает не только отмену таможенных тарифов на торговлю товарами, но и либерализацию торговли услугами и приведение регуляторной среды Украины в соответствие с еэсовскими. Эта формула позволит двухсторонним отношениям выйти за рамки существующих договоренностей между ЕС и другими странами, не претендующими на членство (например, Чили или странами Средиземноморья).
На нынешнем Ялтинском саммите была поддержана формула «углубленной торговли» между Украиной и ЕС. Прежде всего, ЗСТ+ может служить инструментом модернизации украинской экономики и помочь в обеспечении устойчивого развития. Выполнение соглашения позволит ликвидировать нетарифные барьеры для украинских товаров на рынках ЕС, создать институты и установить прозрачные правила ы для бизнеса, уменьшить зависимость экономики/бизнеса от изменений политического климата. Более того, создание ЗСТ с ЕС сделает страну более предсказуемой, что снизит ее риски и откроет возможности для инвестиций.
Впрочем, не стоит идеализировать ЗСТ+... Реализация положений о свободной торговле потребует затрат как из государственного бюджета, так и из кошелька украинского бизнеса.
Во-первых, это затраты на гармонизацию нашего законодательства с постоянно меняющимся Acquis communautaire (наработки Европейского сообщества). На развитие институтов и правил ы для бизнеса также потребуется финансирование.
Несмотря на переходные периоды, не все украинские компании смогут выдержать давление конкуренции со стороны ЕС. Поэтому возможно исчезновение компаний и сокращение рабочих мест, в частности в долгосрочной перспективе в так называемых старых секторах (промышленность, сельское хозяйство). Вместе с тем будут появляться возможности в «новых секторах» (высоких технологий). Поэтому придется уделить внимание переподготовке специалистов, чтобы воспользоваться новыми возможностями и минимизировать негативные последствия.
Окончательный формат и содержание зоны свободной торговли будут зависеть от переговорного процесса, как и положительные и негативные последствия для отдельных секторов. Процесс переговоров начнется после вхождения в ВТО и может продолжаться от двух до пяти лет. Но уже сегодня можно вносить предложения по преодолению негативных последствий для различных секторов.
Так, ЕС будет стремиться защитить собственные рынки с помощью правил происхождения товаров, которые не подлежат обсуждению и разрабатываются Евросоюзом с помощью довольно-таки непрозрачных механизмов. Поэтому задача ЗСТ+ — уменьшить ограничительное влияние правил происхождения товаров путем присоединения Украины к Паневросредиземноморской территории кумуляции. Это позволит стране использовать материалы из 43 стран территории (среди них — члены ЕС, Турция, Швейцария, страны EFTA и Средиземноморья) в производстве товаров, которые потом будут беспошлинно экспортироваться в ЕС.
Пока же можно сказать, что приведение в соответствие с новыми стандартами и правилами ы потребует от украинских производителей увеличения затрат в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочном периоде это будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной продукции и, как следствие, увеличению ее экспорта на мировые рынки. Кроме того, повышение качества продукции укрепит позиции отечественных производителей на внутреннем рынке. В свою очередь, украинские потребители получат доступ к более качественным и дешевым товарам и услугам.
Невозможно будет полностью избежать негативных последствий углубленной свободной торговли с ЕС. Но отсутствие изменений обойдется стране намного дороже, нежели потери отдельных групп интересов. Именно поэтому важно понимать возможные последствия, дабы принять меры, которые помогут уменьшить потери и увеличить вероятность перемен к лучшему.
Кто выиграет и кто проиграет от ЗСТ с ЕС?
Как любое решение в сфере государственной политики, либерализация торговли товарами и услугами будет иметь своих сторонников и противников — и в ЕС, и в Украине.
В Украине усилением конкуренции будут недовольны отраслевые группы лоббирования, представляющие уязвимые отрасли экономики (пищевая, легкая и химическая промышленность, автомобилестроение). В то же время украинские металлурги, а также производители железной руды и трейдеры металлолома представляют группу, наиболее позитивно относящуюся к интеграции Украины в европейские и мировые рынки. Вступление в ВТО (отменяющее квоты на торговлю металлопродукцией) и гармонизация стандартов в рамках ЗСТ+ позволит избежать тарифных и нетарифных ограничений и расширить присутствие на рынках ЕС.
Что касается сферы услуг, то ассоциации-игроки на рынке финансовых услуг уже сегодня поднимают вопрос о нецелесообразности либерализации этого рынка для банков и страховых компаний. Вместе с тем крупный и средний бизнес заинтересован в повышении стоимости своих активов, возможности их продажи на более выгодных условиях и увеличении инвестиций для модернизации устаревших основных фондов.
Влиятельной будет группа интересов, представленная чиновниками различных уровней (бюрократами). Теми, кому придется проводить регуляторную реформу, реформировать систему стандартизации и сертификации и систему контроля над качеством сельскохозяйственной и пищевой продукции. Практической реализации идеи зоны свободной торговли с ЕС могут противодействовать представители министерств, заинтересованные в сохранении таможенных тарифов на внешнеторговые сделки для наполнения государственного бюджета.
Интересы Европейского Союза в ЗСТ с Украиной
С точки зрения политических интересов Европейский Союз не готов предложить Украине перспективу членства. Но ЕС не может оставить ее вне интеграционных процессов. ЗСТ — стандартный инструмент сотрудничества с третьими странами. Предлагая углубленную свободную торговлю, ЕС таким образом позволяет Украине получить доступ к своим рынкам товаров, услуг и капитала и экономически интегрироваться. Впрочем, не стоит забывать об экономических интересах, которые ЕС будет защищать во время переговоров о ЗСТ.
Крупные производители сельскохозяйственной продукции во Франции, Испании и Италии, обеспокоенные возможностью роста конкуренции со стороны украинских товаров, могут требовать исключения сельхозпродукции из ЗСТ. Сходные опасения выражают и европейские производители черных металлов и химической продукции в Германии и Франции.
Отношения с Россией
В этом контексте следует упомянуть о возможных последствиях ЗСТ между Украиной и ЕС для украинско-российских отношений. Сторонники интеграции постсоветского пространства считают, что углубленное торговое и экономическое сотрудничество с ЕС будет препятствовать отношениям Украины с Россией. Но и сама Россия заинтересована в создании ЗСТ с ЕС в рамках одной из четырех общих с ЕС «дорожных карт сотрудничества».
Поэтому препятствование созданию ЗСТ между Украиной и ЕС нужно перевести из политической в экономическую плоскость. Это будет обычная конкуренция между двумя странами за рынок ЕС с его 450 млн. потребителей. Кроме того, для России ЗСТ с ЕС — это прежде всего инструмент увеличения экспорта. Тогда как Украина видит в ЗСТ инструмент для внутренних реформ.
И последнее. Российские политики обеспокоены увеличением объемов «теневого» экспорта из ЕС через Украину. Но с этим можно будет бороться, установив правила происхождения товаров.
Почему украинский бизнес должен объединиться в вопросе о зоне свободной торговли с ЕС?
Существующая нереформированная правительственная машина не позволяет создать прозрачные правила ы и защитить интересы национального бизнеса ни внутри страны, ни за рубежом. Четырнадцатилетняя история вступления Украины в ВТО — один из ярчайших тому примеров. В целом, членство будет иметь положительные последствия, поскольку поможет интегрировать Украину в мировые экономические и торговые процессы. Однако процесс подготовки к переговорам таков, что не позволяет правильно оценить возможности и последствия для бизнеса.
Отдельные бизнес-группы привыкли лоббировать интересы своими силами. Но это не гарантирует получение преференций в контексте переговоров о ЗСТ+ с ЕС.
Соглашение о ЗСТ с ЕС — новое испытание и для правительства, и для украинского бизнеса. В отличие от Европейской комиссии, имеющей многолетний опыт анализа возможных экономических и социальных последствий ЗСТ и консультирующейся с бизнесом, украинская сторона в таких переговорах — новичок. Позиция правительства, в случае ее формирования по старым принципам — без анализа последствий и консультаций с выразителями групп интересов, может привести страну к соглашению, которое будет иметь минимальные положительные последствия для экономики, бизнеса и населения. В результате Украина получит соглашение с неочевидными последствиями, цена реализации которого ляжет на плечи национального бизнеса.
После завершения переговоров изменить договоренности будет сложно. Конечно, бизнес может помешать вступлению в силу соглашения при его ратификации в парламенте через «близких» депутатов. А в случае ратификации соглашение можно будет не выполнять, блокируя необходимые решения через тот же парламент. Но по этому ли пути должен идти цивилизованный крупный бизнес, уже сегодня являющийся мощным оком на мировых рынках?
Как минимизировать негативные последствия в будущем?
Единственным выходом представляется формирование позиции украинского бизнеса по поводу переговоров и открытое лоббирование (по европейским стандартам) этой позиции через украинское правительство. Важно будет также привлечь к дискуссии профессиональные союзы и независимых экспертов, что позволит сбалансировать интересы и бизнеса, и граждан. Не менее важно при формировании украинской позиции по поводу ЗСТ с ЕС учитывать существующий опыт (например, ЗСТ с Россией).
В крупных украинских компаниях есть эксперты, способные проанализировать последствия ЗСТ+ для своего бизнеса, выработать позицию и лоббировать ее через членов правительства или парламентариев. Это значит, что как минимум 20 мощных оков будут стремиться защищать свои интересы собственными силами. Однако опыт вступления в ВТО показывает, что такой метод работы с правительством не идет на пользу бизнеса.
Новый метод — объединение сильных влиятельных бизнесменов в группу для достижения собственных целей — создает платформу для обсуждения всех интересов и формирования совместной позиции. Все участники группы будут равны, все позиции будут выслушаны и интересы учтены. Мы получим прозрачный процесс подготовки к переговорам, когда ни одна из заинтересованных сторон не получит больше в обход других.
Опыт ЕС — поддержка создания внутреннего рынка и расширения ЕС
Пятидесятилетний опыт лоббирования бизнес-интересов в ЕС свидетельствует о преимуществе «объединения в группу сильных» и согласования различных позиций до их вынесения на суд общественности.
Одним из успешных примеров подобных неформальных объединений является Круглый стол промышленников (European Roundtable of Industrialists), в котором принимают участие 45 влиятельных бизнесменов из различных стран-членов ЕС. Он служит платформой для обсуждения интересов и согласования позиций крупного бизнеса. Интересы Круглого стола были учтены при формировании внутреннего рынка ЕС и расширении Евросоюза.
Россия: вхождение в ВТО
Наши восточные соседи, прежде всего Россия, действуют довольно эффективно, когда речь идет об объединении бизнеса вокруг интересов страны. Когда Россия вошла в активную фазу переговоров по вступлению в ВТО (2000—2001 годы), была создана Рабочая группа по торговой политике и вступлению в ВТО (на базе Российского союза промышленников). Рабочая группа должна была стать механизмом согласования действий правительства и бизнеса — представителей крупных предприятий и отраслевых ассоциаций, участников переговорного процесса со стороны правительства и представителей отраслевых министерств, депутатов комитета по вопросам экономической политики Государственной думы, ученых и независимых экспертов.
Именно через консультации в рамках Рабочей группы российский бизнес серьезно влияет на переговорный процесс (как на двухсторонние переговоры, так и на утверждение законодательства, необходимого для членства). Эта группа также ает важную роль в процессе повышения уровня информированности о членстве в ВТО среди представителей бизнеса путем проведения обсуждений в регионах и конференций в Москве, создания соответствующего веб-портала.
Кто сможет сформулировать интересы бизнеса и донести их до министерств лучше, чем эти люди? Кто заинтересован в динамичном развитии экономики Украины больше, чем те, кто уже сегодня являются полноправными оками на мировых рынках? Подготовка к переговорам по поводу Соглашения о ЗСТ с ЕС может стать тестом для влиятельных украинских бизнесменов на их способность к объединению ради подлинных интересов собственного бизнеса, а следовательно, — и ради интересов страны. Сплоченность бизнеса вокруг вопроса ЗСТ сможет показать правительству, что бизнес является полноправным игроком, с интересами которого следует считаться.
Эта статья подготовлена по результатам обсуждений Ялтинского саммита и исследований Международного центра перспективных исследований «Оценка последствий Соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС» и Международного института сравнительного анализа «Украинский бизнес в ЕС: вызовы и барьеры».
Ольга ШУМИЛО, заместитель директора по международным вопросам МЦПИ
Инна НОВАК, директор Международного института сравнительного анализа
Инф. "zn">zn
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/66255.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua