Пять лет со Скныловом

27 июл, 09:56

«Пятая годовщина Скнылова – это еще один плевок в наши души. Другими словами я не могу назвать то, что в день памяти погибших во время авиашоу президент едет открывать фестиваль бойков в Турку Львовской области», – такими словами встретил журналистов «24» руководитель общественной организации «Скныловская трагедия» Стефан Козак, который потерял на аэродроме сына.

ПОМЯНУТ В МОЛИТВЕ

В 11 часов утра возле церкви Всех Святых Украинского Народа соберутся те, чью жизнь Скнылов изменил навсегда. У кого-то он забрал ребенка, у кого-то брата или сестру, у кого-то – родителей. Пятую годовщину, как и предыдущие, отметят в молитве. Молиться за души погибших будут и в церкви, и на самом месте аварии. Также будет освящен образ Николая Чудотворца, на котором разместили фотографии практически всех погибших. После молитвы в небо выпустят 77 воздушных шариков – именно столько людей погибло в Скнылове... А потом отслужат панихиду на Голосеевском кладбище, где захоронены неопознанные останки.

НАЕДИНЕ С ГОРЕМ

По словам Стефана Козака, за эти пять лет отношение к трагедии высших чинов не изменилось. Потерпевшие до сих пор не дождались компенсаций. Более того, перед ними даже не извинились.

«Мы не услышали извинений ни от одного чиновника. В тоже время Гриценко извинялся перед Израилем за сбитый самолет. И пострадавшим от той аварии выплатили по $200 тыс. без суда и следствия, а нам пришлось обращаться в суд, чтобы выбить по 100 тыс. грн. Но более 60% этих денег так и не выплатили», – говорит Стефан Козак.

Ирина Солтыс, потерявшая на Скнылове мать, тоже не видит изменений в отношении чиновников. По ее словам, если в первый год о пострадавших еще хоть немного вспоминали и заботились, то сейчас вообще забыли. «Если говорить глобально, то жизнь, конечно, изменилась. Я вышла замуж, родила ребенка… Но утрата мамы не стала восприниматься легче. Легче не стало никому. Я общаюсь с женщиной, которая потеряла там мужа, ей тоже очень тяжело. Знаете, очень сильно это ощущается особенно по праздникам, когда собираются все родные, а кого-то не хватает…» – говорит она.

ЕВРОСУД РАССУДИТ

Возмущается пан Стефан и тем, что не все виновные в аварии наказаны. Он убежден, что летчики, которые отбывают срок, – только соучастники преступления, а главные преступники – генералы, которые до сих пор занимают высшие чины в украинской армии. Ирина Солтыс тоже считает, что виновные в трагедии не покараны. Однако в отличие от других, она считает, что летчики, которые сидят в тюрьмах, не виновны.

«Я даже обращалась в суд, чтобы летчиков не судили, а судили генералов, которые отдавали приказ. Но к моим словам не прислушались. Если бы была такая возможность, я бы и в Европейский суд обратилась», – говорит девушка.

Кстати, в Европейском суде уже есть иск от пострадавших. Они требуют пересмотреть размеры компенсаций. Документы передали еще 15 сентября прошлого года, но из-за большого наплыва исков из стран СНГ, до него очередь еще не дошла. По самым оптимистическим прогнозам, рассматривать «скныловское дело» в Страсбурге начнут не раньше, чем еще через год.

СУРОВЫЙ ПРИГОВОР

Что же касается виновных, то наибольшую меру наказания – 14 лет тюрьмы – получил командир экипажа Су-27 Владимир Топонарь, обвиненный в нарушении правил полетов. Второго пилота – Юрия Егорова – приговорили к 8 годам заключения. Заместителя командующего 14-го авиакорпуса генерала Анатолия Третьякова, который 27 июля 2002 г. выполнял обязанности руководителя полетами, – к 6 годам. Его помощник, Юрий Яцюк, проведет за решеткой на год меньше. Бывший руководитель службы безопасности полетов 14-го авиаполка Анатолий Лукиных осужден на 4 года, но с 2-х летней отсрочкой. Изначально в числе фигурантов уголовного дела проходили и генералы: экс-главнокомандующий ВВС Украины Виктор Стрельников, его заместитель Александр Волошенко, бывший замначальника по боевой подготовке ВВС Владимир Алексеев и экс-командующий 14-м авиакорпусом Сергей Онищенко. Но вскоре Генпрокуратура выделила расследование в отношении «больших звезд» в отдельное производство. Досудебное следствие продолжается уже пятый год...

НЕДОЛЕТАЛИ

Споры о причинах аварии продолжаются до сих пор. Одна из них – отсутствие нормальной летной практики у пилотов и репетиций злосчастного авиашоу. Накануне трагедии Владимир Алексеев беседовал с подчиненными, которые сообщили, что по причине отсутствия топлива генеральная репетиция авиашоу отменяется. В штабе ВВС посчитали, что для летчиков-мастеров высшего пилотажа вполне достаточно одного тренировочного полета и засчитали им в тренировку 40-минутный перелет на Су-27 из Озерного во Львов.

А как утверждают другие источники, керосин пошел на «частные» цели. Отдельным самолетом Ан-26 из Винницы во Львов полетело 15 человек начальства. Дальше кто-то додумался спланировать еще один рейс на Ан-12 с 53-мя пассажирами на борту. В полетном листе значилось: перевозка ансамбля ВВС «Крыла Украины».

Кстати, еще за год до львовских событий летчик-испытатель Владимир Топонарь сетовал на отсутствие необходимых налет-часов в связи с нехваткой топлива. Как после прозвучало на суде, в 2002 г. он провел в воздухе всего 19 часов. Для сравнения: летчики французской пилотажной группы «Патруль де Франс» за год налетывают 300–350 часов.

Причин аварий называется множество:

и неисправность самолета, и непродуманность выступления, и желание летчиков «покрасоваться», и отсутствие летной практики...

Скорее всего, свою роль сыграли все эти факторы

Авиашоу больше не будет

27 июля 2002 г. на показательном авиационном шоу в Скнылове летчики успели показать зрителям только две фигуры высшего пилотажа, третья осталась незавершенной: самолет Су-27 спикировал на людей... В результате авиакатастрофы пострадало 392 человека, погибло 77, в том числе 28 них, трое детей остались сиротами, 13 – полусиротами.

Сегодня показательные авиашоу в Украине уже не проводятся. Скнылов подтолкнул контролирующие органы к проведению масштабной проверки авиационной техники.

Выводы военной прокуратуры были плачевны. Из наличествующей авиационной техники в военных формированиях ВВС исправны только 32%, а в некоторых частях и того меньше... К выполнению боевых заданий днем и ночью в простых метеорологических условиях готовы соответственно только 23% и 5% экипажей, в сложных метеорологических условиях – 10% и 5%. Оказалось, что у 34% экипажей отсутствует необходимый налет часов или перерыв между полетами составляет два и больше месяцев, что не позволяет выполнять задания по назначению даже в простых метеорологических условиях.

Инф. "24">24


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/68514.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua