03 авг, 15:32
Чем вызван бум IPO в мире и что он даст Украине?
На мировых рынках наблюдается бум первичного размещения акций на открытом рынке (IPO). 2007 год стал вторым наиболее активным периодом за последние 5 лет как по количеству сделок IPO, так и по объему привлеченного капитала. По данным ежеквартального отчета Ernst & Young, посвященного общим тенденциям в области IPO, в ходе 531 сделки было привлечено $88 млрд. Сейчас многие украинские предприятия строят (или уже реализуют) планы по привлечению капитала путем IPO. Поэтому глобальный IPO-ажиотаж не может не затронуть и Украину.
Первые шаги
Когда на заре отечественной приватизации все бывшие государственные предприятия, начиная от районных агрохимов и заканчивая металлургическими гигантами, стали преобразоваться в открытые акционерные общества (ОАО), по количеству ОАО наша страна вышла чуть ли не на первое место в мире.
Теоретики "корпоративной культуры" в то время объясняли такое преобразование большими возможностями, которые откроются перед ОАО по сравнению с другими формами хозяйственных обществ в привлечении инвестиционных ресурсов. Дескать, достаточно ОАО организовать размещение своих акций на рынке, как инвесторы начнут их немедленно раскупать, и предприятие таким образом получит желаемые инвестиционные ресурсы.
Однако шли годы, а инвесторы на акции большинства украинских ОАО "не ялись". В первую очередь, это было связано с тем, что рыночная ликвидность большинства акций украинских предприятий была, так сказать, никакой. Поэтому размещать дополнительные эмиссии акций среди сторонних акционеров с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов было бесполезно. В лучшем случае инвестор просто покупал предприятие и платил фактически за контроль над ним. Однако о том, чтобы кто-то позарился на небольшие пакеты ОАО, не входивших в весьма ограниченное число украинских "голубых фишек", не ради участия в управлении, а из-за прибыли, не было и речи.
При этом особого ажиотажа вокруг акций украинских ОАО, не входящих в первый уровень листинга ПФТС, долгое время не наблюдалось, а дополнительные эмиссии и, соответственно, их размещение, как правило, проводились с единственной целью — изменить соотношение акционерного капитала в пользу той или иной стороны (в частности, чтобы превратить миноритарных акционеров в мажоритарных или, наоборот, свести на нет влияние мажоритариев).
Зачастую факт дополнительной эмиссии означал одно из двух — либо предприятие подверглось рейдерской атаке и рейдеры таким образом пытаются "узаконить" свой захват, либо наоборот — путем допэмиссии собственники хотят противостоять рейдерам. Естественно, в этих случаях о реальном "открытом" размещении акций как на отечественном фондовом рынке, так и на международных говорить не приходится.
Нежданные сюрпризы
Ситуация изменилась буквально за последние год-полтора. Бурный рост украинского фондового рынка и скачок индекса ПФТС в несколько раз привели к тому, что число ликвидных акций в Украине начало быстро увеличиваться. ПФТС постоянно расширяет свою "индексную корзину", появился интерес инвесторов к акциям флагманов украинской промышленности, в том числе металлургических и машиностроительных предприятий. И, естественно, как "вторичный признак" экономического роста возник получить дополнительные финансовые ресурсы путем первичных размещений акций на мировом рынке. Причем незначительных пакетов по сравнению с суммой основного акционерного капитала, без особого опасения, что этот шаг будет использован для недружественного поглощения.
В итоге десятки украинских предприятий начинают задумываться о привлечении капитала путем IPO — первичного размещения акций на открытом рынке. И поскольку отечественные фондовые площадки пока инвесторов не особо привлекают, сделки по IPO организуют на западных биржах. Но там их ждут сюрпризы.
К сожалению, менеджеры отечественных корпораций, которые выходят на рынок IPO, еще в полной мере не осознали, что обратной стороной столь быстрого и дешевого привлечения финансовых ресурсов является… долговая яма. Дело в том, что, выйдя на рынок IPO один раз и не обеспечив инвесторов должным уровнем доходности, можно забыть об этом рынке на долгие годы, а то и навсегда. Грубо говоря, сейчас инвесторы покупают "кота в мешке", и повторно та или иная корпорация может выйти на рынок, если динамика и ликвидность ее активов их не разочаровала.
Между тем бум IPO только начинается, расценки на акции корпораций из развивающихся стран растут. Поэтому выйдя сегодня на рынок и затем подмочив себе репутацию, можно лишиться уникального шанса привлечь дешевые финансовые ресурсы при более благоприятных условиях, когда они будут ей реально необходимы.
Наконец, некоторые крупные украинские корпорации на рынке IPO явно продешевили. Типичнейший пример — размещение IPO ОАО "Мотор Січ", которое произошло успешно, но в итоге оказалось, что, если брать цену акций, то гигант авиационного машиностроения стоит в два раза дешевле, чем производитель соков "Сандора", который в то же время приобрели западные инвесторы. То есть сегодня с привлечением средств путем разрешения IPO украинское ОАО "Мотор Січ" явно просчиталось в цене. Однако в перспективе, если показатели деятельности компании будут внушать оптимизм, следующее размещение IPO ОАО "Мотор Січ" может оказаться на более выгодных условиях.
Тенденции и мотивы
Аналогичная ситуация с большим количеством желающих "первично разместиться" наблюдается и в соседней России, и в далеких Индии и Китае, где в последние годы тоже наблюдался бурный рост местных фондовых рынков. Одновременно среди инвесторов в странах Запада, особенно среди всевозможных венчурных фондов, проявился интерес к быстро растущей в цене корпоративной экзотике на развивающихся рынках.
Благодаря этому в последнее время количество сделок по первичному размещению акций на открытом рынке (IPO) резко возросло. Интересна география компаний, которые выходят на рынок первичных размещений. Больше всего средств привлекли компании Бразилии, России, Индии и Китая — совместно $35 млрд. в ходе 90 сделок IPO.
Но лидером по объему привлеченных средств посредством IPO во втором квартале 2007 года стала Россия. Всего российские компании получили $11,7 млрд. В итоге в мировом рейтинге первичных размещений Россия оказалась на третьем месте после США и Китая и на первом — среди европейских стран.
Успех России на рынке IPO вполне объясним. Ресурсы страны огромны. Экономика растет быстрыми темпами, и ей во многом помогает нынешнее резкое удорожание нефти в мире. Кроме того, российские компании все активнее включаются в глобальные экономические процессы. По сути, Россия становится мировым сырьевым донором. Подобно тому как Китай стал "мировой мастерской".
Не в последнюю очередь успеху российских первичных размещений на рынке IPO способствует то, что бурный рост фондового рынка РФ начался давно, а инвесторы сумели присмотреться к российским корпоративным ценным бумагам.
Интересна также "география площадок" IPO. По итогам второго квартала 2007 года на первое место по числу заключенных сделок вышла Австралия (66 сделок), затем США (59 сделок) и Китай (50 сделок). При этом в самой Австралии наибольшее количество сделок IPO было проведено на ASX, занимающей ведущее место среди мировых фондовых бирж по количеству размещений, за которой следуют нью-йоркская биржа NASDAQ и лондонская AIM. Однако по объему привлеченного капитала на первом месте оказалась Лондонская биржа (LSE), второе место заняла гонконгская фондовая биржа (HKSE) и лишь на третьем — нью-йоркская фондовая биржа (NYSE).
Если анализировать отраслевую принадлежность компаний, которые выходят на рынок IPO, то во втором квартале в списке 20 крупнейших IPO преобладали компании финансового сектора и перерабатывающей отрасли промышленности. На компании финансового сектора пришлась одна треть всего привлеченного капитала, 14% — на промышленные компании, 12% — на компании, проводящие операции с недвижимостью, 11% — на компании перерабатывающей отрасли промышленности. По количеству размещений первое место заняли компании перерабатывающей отрасли промышленности, на которые пришлось 19% рыночной доли IPO, за ними следуют компании, работающие в области разработки технологий (13%), промышленные и финансовые компании (по 12%).
Причины бума IPO объяснить несложно. Как мы уже заметили выше, корпорации Китая, России и ряда других быстро развивающихся государств строят грандиозные планы расширения своего бизнеса. Но поскольку кредитные ресурсы, к примеру, в той же России или Китае пока дороги, то ведется поиск альтернативных путей получения дешевых финансовых ресурсов, и здесь IPO являются, на первый взгляд, идеальным вариантом.
С одной стороны, себестоимость размещения IPO минимальна, привлеченные средства можно использовать по своему усмотрению, не неся каких-либо жестких обязательств перед новыми акционерами. Более того, размещение IPO можно организовать так, чтобы не нарушить структуру собственности компании и не бояться недружественных поглощений. С другой — среди инвесторов на рынке IPO есть значительный не удовлетворенный спрос, связанный с тем, что в настоящее время идет буквально "погоня за акциями" перспективных корпораций, которые впоследствии, поднявшись в цене, могли бы принести их владельцам существенный доход.
Так как на рынке IPO появляется все больше компаний из того же Китая и России, где, по прогнозам аналитиков, в ближайшее время сохранится рост экономики, инвесторы охотятся за этими акциями, даже рисковыми. Грубо говоря, "бешеный" успех IPO малоизвестных корпораций в значительной мере происходит потому, что на рынок IPO приходит "кормиться" спекулятивный капитал. Который легко вкладывает средства в новенькие акции и так же быстро от них избавляется при неблагоприятных прогнозах, что может существенно повлиять на судьбу предприятия. Это нужно помнить и нашим менеджерам, которые определяют первичное размещение акций на открытом рынке в качестве магистральной цели своего развития.
Владимир ЦХВЕДИАНИ
Инф. "versii">versii
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/69555.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua