Морозная сладость лета, или под знаком эскимо

03 авг, 15:57

Украинский рынок мороженого почти полностью контролируется отечественными компаниями

Мировое потребление мороженого составляет 17,5 млн. т в год, со среднегодовым приростом до 3%. В США на душу населения приходится 21,5 литра, Китае — 2,2 литра, Японии — 7 литров, Германии — 9 литров, России — 4,4 литра, Италии — 10,2 литра, Канаде и Великобритании — 16,5 и 8,6 литра соответственно, во Франции и Австралии — 6,4 и 19 литров. В Украине потребление мороженого зафиксировано в 3—4 литра. Но по мнению маркетологов, этот показатель будет расти, поскольку последние 10 лет отрасль развивается весьма динамично (ежегодный рост на 15—20%). Скажем, по итогам прошлого года производство мороженого у нас составило 116,6 тыс. т.

Производители
Украинский рынок мороженого контролируют почти полностью отечественные компании. В значительной мере это обусловлено, очевидно, развитой инфраструктурой пищевой и молокоперерабатывающей промышленности, а также высокими требованиями к качеству продукта. Действительно, по данным ЗАО "Геркулес", особенностью украинского рынка является выбор потребителями натуральных ингредиентов и изысканных вкусов. В то время как иностранная продукция предпочитает делать ставку на натурально-идентичную "химию".

Порядка 80% рынка поделено между 10—15 компаниями при общей численности более 200 предприятий, производящих мороженое. Примерно такое же распределение в соседних странах — Польше и России. Например, в России из 250 производителей (65 хладокомбинатов, 80 фирм и др.), на первую десятку приходится 43%. Поэтому мелким компаниям и у нас, и за границей пророчат масштабную консолидацию посредством слияния.

В июне этого года был подписан договор о создании первого на рынке мороженого Украины альянса производителей. В него вошли торговая марка "Королевское мороженое" ("Луганскхолод") и торговая марка Ice Group ("Пагото"). Это стало первым шагом к реальной интеграции производителей, в частности, их маркетинговых служб, что в итоге к 2008 году должно вылиться в продвижение единой "зонтичной" торговой марки "Королевское мороженое". Дистрибуция всех торговых марок будет осуществляться через единый логистический центр.

Сейчас же в числе лидеров можно выделить группу днепропетровских мороженщиков ("Ласунка", "ДнМЗ-Пагото", "Мушкетер" и др.), донецких ("Геркулес", "Винтер", АВК), луцких ("Элит", "Злата", "Троянда"), Львовский, Киевский, Харьковский, Луганский хладокомбинаты, Лубенский молокозавод и ряд других компаний (черкасское ЗАО "Юрия-Фортуна", ровенский "Укрмолпродукт", запорожский "Айс"). Кстати, "Ласунка" — одна из немногих компаний, пытающихся совместить продажи с воспитательной деятельностью путем выпуска мороженого "Стоп-наркотик". Всего этими производителями предлагается более 100 видов мороженого; продукция сертифицирована по ISO и распространяется во всех областях Украины, а также экспортируется в СНГ.

Кроме перечисленных лидеров, нельзя не отметить ОАО "Житомирский маслозавод", которое год назад поставило целью расширить влияние на рынок и провело масштабные рекламные компании в Киеве и южных регионах. Эффект не заставил себя ждать — нынешняя торгмарка завода ("Рудь") очень популярна. Вместе с тем в северо-восточных и некоторых других регионах продукция компании мало заметна.

Одним из наиболее "мороженых" регионов является Западная Украина. Здесь наряду с ранее развернувшимися львовскими и луцкими компаниями появляются новые. К примеру, ОАО "Галичина" в последние годы переориентировалось с производства соков на молочные напитки. А теперь и на производство мороженого марки "Каштан", и уже пробует себя на рынках южных областей.

Кировоградская фирма "Ласка" создана в 2000 году на территории бывшей маслосырбазы. Сегодня — это производитель более 100 видов высококачественного мороженого. Появились слухи о слиянии "Ласки" с днепропетровской "Ласункой", но пока продукция их торгмарок продается раздельно.

Развито производство мороженого в южных областях. Одесское ООО "Тирас" — один из лидеров местного рынка. В ассортименте его торгмарки ("Мозаїка") — до 100 наименований мороженого на основе натуральных компонентов. Неплохо раскрутилось в своей области херсонское ЧП "Милано".

В целом украинские производители серьезно подумывают о расширении производства. Существует Ассоциация украинских производителей "Мороженое и замороженные продукты", в которую входят почти 30 организаций: от Национального университета пищевых технологий, Одесской академии пищевых технологий и холода до фирм-производителей. Ассоциация разрабатывает новые ГОСТ на мороженое, в частности на пломбир, фруктовые и комбинированные сорта; проводит выставки, фестивали, издает журнал.

Среди других ассоциативных объединений, желающих влиять на рынок мороженого, можно назвать Союз мороженщиков России, "Союзснаб-Украина" и Союз молочных предприятий Украины. Первый имеет штаб-квартиру в Луганске и представляет мощную российскую структуру, работающую с более 7000 предприятий в РФ.

Теперь о российском рынке мороженого. Первые позиции тут занимают компании "Русский Холодъ" (за год увеличил производство на 30%), "АльтерВЕСТ" (на 16%). "Калинов Мост" (на 20%), "Колибри" (на 23%), "АйсКрем-2000" (на 20%). В то же время с рынка ушло несколько госпредприятий. Большинство компаний имеют параллельно производство других хладопродуктов — пельменей, рыбопродуктов, фруктов, многие держат свои магазины и рестораны.

Зарубежные производители
Несмотря на все старания, импортеры не составляют конкуренции отечественным производителям. Объемы поставок импортного мороженого на украинский рынок в 1998 году резко снизились. Это совпало с началом интенсивного возрождения украинских предприятий. Начиная с 2003 года доля заграничного мороженого в общем объеме продаж составляет менее 1%. Импортные поставки идут к нам с заводов транснациональных производителей в России (до 4/5 импорта), Франции (до 10%), а также из Германии, Италии, Польши.

Однако желающих совершать экспансии на украинский рынок хватает, а с вступлением нашей страны в ВТО их будет еще больше. Сравнительный успех швейцарской Nestle, завоевавшей небольшую долю розницы, пытаются повторить ее европейские конкуренты.

Итальянская La Gelateria — один из лидеров рынка у себя на родине — пошла путем создания собственных кафе, где предлагаются "старинные рецепты итальянских мороженщиков". Компания развернула бизнес в ряде мегаполисов — в частности в Киеве (в центре) и Днепропетровске. Видимо, строит планы по завоеванию нашего рынка мороженого голландский MARS. Транснациональная корпорация имеет успех в соседней России, но в Украине значительной доли рынка пока не занимает. Дистрибьютером ее продукции у нас является фирма "Фаренгейт", импортирующая мороженое компании из Франции.

Сфера, в которой сильнее зарубежные, а не местные компании, — это компоненты для изготовления мороженого. Среди тех, кто обосновался на нашем рынке, можно назвать американскую ButterBuds — производителя ингредиентов улучшения вкусо-ароматических свойств и консервантов. В Украине она представлена киевской "ЛПИ Макод".

Компания Danisco — мировой лидер в области разработок ингредиентов для пищевой промышленности (стабилизаторов, эмульгаторов, ароматизаторов, подсластителей и др.) для производства мороженого и молокопродуктов. Кроме нее, в данной нише активен ряд немецких фирм, например, Schnober, предлагающая вафельные трубочки и упаковки "семейного" мороженого. В спину немцам дышит румынская S.CbinKing: ее специализацией является производство вафельных рожков для высокосахаристого мороженого, печенье для сэндвич-мороженого и т. д.

Немецкая Biesterfeld представляет пищевые добавки ведущих мировых производителей — японской Rikevita (эмульгаторы), голландской Thermphos (фосфаты) и Vitablend (витамины), английской ISP (эмульгаторы). Немецкие компании Dohler и UnifinE F&B (представлены компанией "САМТЕК-сервис") продвигают пасты, стабилизаторы, измельченные фрукты, декоры. Датская Palsgaard A/S, специализирующаяся на разработке и производстве стабилизаторов и эмульгаторов, с прошлого года даже открыла представительство в Украине.

Турецкий производитель упаковки Kalenobel, представленный в Украине фирмой "Ваврик и Ко", продает упаковочные пленки, термоусадочные этикетки, коробки. Его конкурент — днепропетровское СП Inline-Ukraine производит прозрачную одноразовую упаковку для мороженого и других кондитерских изделий. В западных областях местные производители все чаще работают в формате СП. Производством вафель и вафельных стаканчиков занимаются "Бейкер-Украина" (Львовская область), ООО "Ваврик и Ко" совместно с немецкой Waffel Meyer (Тернополь) и др.

Что касается производителя глазури для мороженого, то здесь крепкие позиции у донецкой АВК. Второй крупный производитель — днепропетровская компания "Мир", — помимо этого, также является лидером поставок шоколадной крошки для мороженого. В производстве глазури заметны и небольшие креативные фирмы, например, киевская "Шоколино".

Оборудование
Подобно ингредиентам, оборудование для производства мороженого тоже поставляется из-за рубежа. Одним из немногих местных производителей является кременчугское ООО "Майстер-милк", перевооружившее свыше 60 предприятий. Но в основном "экипировка" производства поставляется транснациональными (немецкими, турецкими, итальянскими компаниями). Из поставщиков можно назвать компанию Gram Equipment A/S (фризеры, аэраторы, фруктопитатели, эскимогенераторы, упаковочные машины, экструзионное оборудование); немецкая Schnober производит скороморозильные камеры, экструзион-линии, наполнители мороженого, спреи для впрыскивания глазури.

Наиболее объемным видится итальянское присутствие: CATTA-27, Вaron Termodinamica, DANCAR (работает через российское отделение "Италхолод") и др. В целом 20 итальянских компаний — производителей хладооборудования работают через крупнейшего представителя итальянской техники в Украине — ООО "ИТО-Киев" (Итальянская торговая организация).

P. S. Итак, подытожим сказанное выше. Отечественный рынок мороженого характеризуется полным контролем со стороны местных производителей, при их ощутимой зависимости от поставщиков западного оборудования и компонентов. Концентрация рынка, которую прочили пару лет назад, пока не приобрела прогнозируемых масштабов, и в сравнении с прошлым годом значительных изменений в расстановке операторов не произошло. Это говорит о том, что места на украинском рынке, растущем и все еще отстающем по объемам потребления от соседних стран, пока хватает.

Дмитрий СТАРОКАДОМСКИЙ

Инф. "versii">versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/69559.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua