09 авг, 11:10
Пирс, уходящий далеко в сверкающие на солнце воды залива Искендерун в турецком городе Джейхан – пункт назначения сырой нефти, перекачиваемой за 1100 миль с месторождений в Каспийском море. Самое интересное свойство этой нефти связано не с тем, откуда она происходит, а с тем, откуда она НЕ происходит, - это не российская нефть. Однако этот трубопровод и множество других, которые планируется проложить через Анатолию - этот коридор, связывающий Запад с Востоком, - могут внести лишь малую лепту в уменьшение энергетической зависимости Европы от России. Об этом пишет американское издание "The Wall Street Journal".
По его данным, "надежность поставок" стала и остается ключевым лозунгом на континенте с новогодних праздников 2006 года, когда Россия закрыла газовые вентили Украине и последствия этого ощутили потребители намного западнее этой страны. "За этим термином стоят сразу несколько проблем, но достаточно будет сказать, что Европа смертельно боится слишком полагаться на поставки энергоносителей из России и принадлежащие России трубопроводы", - цитирует издание "InoPressa".
"Скорее всего, прежде чем ситуация наладится, зависимость Европы лишь усилится. Запасы в Северном море начинают иссякать; североафриканские маршруты требуют большой терпимости к политической нестабильности; изобилие сжиженного природного газа – пока невоплощенная мечта. Это делает Россию не только крупнейшим экспортером нефти и газа в Европу в будущем, но главным перевалочным пунктом для энергоносителей из других стран – например, Казахстана и Туркмении. И тут на сцену выходит Турция. Кроме России, только через Турцию лежит наземный путь из Средней Азии в Восточную Европу, а Джейхан - окно Турции в Средиземное море – обещает стабильность и близость к другим нефтедобывающим регионам помимо России", - предполагает автор материала.
В то же время в издании отмечается, что "это не делает Турцию ответом на мольбы Европы в энергетической сфере". "Во-первых, Анкара не хочет ставить под угрозу свои собственные важные отношения в области энергетики с потенциальным соперником-транзитером: 59% природного газа, потребляемого Турцией, поступают из России. Москва также является партнером в одном из крупнейших проектов Турции по строительству новых трубопроводов – нефтепровода "Самсун-Джейхан", который будет доставлять российскую сырую нефть по земле из Причерноморья в Средиземноморье в обход проливов Босфор и Дарданеллы с их заторами из танкеров. Как бы туркам ни хотелось в общении со своими собратьями-европейцами подчеркнуть свои антироссийские настроения, для них было бы слишком рискованно раскачивать клетку медведя", - сообщается в материале.
"Даже если предположить, что Турции удастся ублажить Москву, ей все равно будет нелегко отыскать других поставщиков нефти и газа. В очередь на поставки Турции уже выстроились несколько добывающих стран: Азербайджан, Иран, Ирак, Казахстан, Туркмения и даже Египет. Однако в большей части этих планов заложены собственные загвоздки. Так, неизвестно, может ли азербайджанское месторождение Шах Дениз в Каспийском море обеспечить достаточные объемы газа – по крайней мере, в ближайшей и среднесрочной перспективе. Иракская нефть шла через Турцию с 1976 по 1990 год, а затем с 1996 по 2003-й в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Но сегодня из Киркука в Джейхан ежемесячно поступает совсем мало нефти – хватает только на один танкер. Турецкие официальные лица полагают, что наладить более стабильные поставки удастся разве что через несколько лет – мешает небезопасная обстановка в Ираке.
Газета так же пишет о том, что "более того, Россия уже заключила сделки на транзит казахских и туркменских энергоносителей, а значит, для планируемого газопровода, который пересечет Каспий и закончится в Турции, газа будет меньше. Возникает также вопрос, как сильно могут нарушить эти поставки санкции либо возможные боевые действия против Ирана в связи с его ядерной программой. (На конференции представителей ЕС и Турции по энергетике, состоявшейся этим летом в Стамбуле, эту тему не поднял ни один докладчик – чувствуется, что к этому кризису европейцы подходят, как страусы: прячут головы в песок)". "Когда туркам напоминают об этих сложностях, они указывают на Джейхан. В 1990-е годы многие сомневались, что завершающийся здесь нефтепровод – идущий из Баку через Тбилиси – вообще будет когда-либо построен. Но нефтепровод БТД, названный в честь трех вышеупомянутых городов, за первый год работы с июня прошлого года перекачал 143 млн барреля сырой нефти", - заявляет автор.
По его данным, "этот успех доказывает, что Турция в состоянии преодолевать препятствия, сказал на стамбульской конференции по энергетике министр энергетики Турции Хильми Гюлер, но она нуждается в помощи ЕС для общения с третьими странами. В прикаспийских странах типа Азербайджана, отметил Гюлер, "в недрах есть газ, который не добывают. Вы должны заставить их вкладывать в это деньги". Говоря "вы", Гюлер, конечно, подразумевает европейцев. И тут встает, пожалуй, самый большой вопрос в связи с Турцией, Европой и энергоносителями: насколько едины в своей позиции государства-члены ЕС? Покамест на этот вопрос приходится отвечать: "Не особенно".
Рассмотрим газопровод Nabucco, о котором было столько шума. Предполагается, что он будет транспортировать газ из Турции через Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию, откуда его можно будет распределять дальше по Западной Европе. Этот газопровод, как ожидается, заработает в 2012 году и будет перекачивать 25-31 млрд кубометров природного газа в год. Это, по разным оценкам, составит от 8% до 15% ожидаемого прироста спроса на газ в Европе к 2020 году. Комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс уверяет, что Евросоюз "твердо намерен" осуществить этот проект.
Однако "Nabucco", считает автор, не зря назван в честь одной из опер Верди – вокруг него разыгрывается целая драма. Он принадлежит на равных долях (по 20%) пяти компаниям: турецкой Botas, австрийской OMV, венгерской MOL, румынской Transgaz и болгарской Bulgargaz. Но в мае этого года OMV согласилась предоставить российскому монополисту "Газпрому" долю в Центрально-европейском газовом центре в Баумгартене, который, как предполагается, будет снабжать "Nabucco".
Это, на взгляд многих, нанесло удар по эффективности планируемого газопровода. MOL тоже закупает у "Газпрома" все больше. А в июне "Газпром" заключил соглашение с итальянской фирмой Eni о транспортировке газа вообще в обход Турции – по дну Черного моря в Болгарию. Поэтому, хотя Турция недавно заключила соглашение о перекачивании туркменского и иранского природного газа через Nabucco, "Газпром", возможно, сумеет своими сделками с государствами-членами ЕС настолько подпортить дело, что строительство Nabucco вообще будет сорвано.
Глава OMV Вольфганг Руттенсторфер, со своей стороны, уверяет, что "между "Nabucco" и нашими хорошими отношениями с Россией нет противоречия", отмечая, что благодаря растущему спросу на газ места хватит всем. Но как бы то ни было, эти и другие двусторонние договоренности "Газпрома" с членами ЕС опровергают представления о том, что в области энергетики Европа может выступать единодушно. "ЕС иногда действует как союз, а иногда – как отдельные государства, – говорит Гюлер. – Здесь мы должны действовать заодно".
"Полагаться на взаимопомощь европейцев в области энергетики – дело ненадежное. Это одна из главных причин того, что континент оказался в столь невыгодном положении относительно России, и эта причина объясняет, почему Турция – или любая другая страна – не в силах всерьез поколебать российское господство", - подытоживается в издании.
Инф. " ">
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/70231.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua