21 авг, 13:55
Перед тем как пойти в магазин за покупками, обычно человек прикидывает, какую приблизительно сумму он собирается выложить. Возвращаясь же домой и понимая, что потратил намного больше, он недоуменно разводит руками и вздыхает: "Ох, уж эта инфляция!" Похоже, что в украинских реалиях "выборы" и "яйца" понятия неразделимые: и те и другие стремительно дорожают!
ДАВНО И НЕПРАВДА?
Как оказалось, в отношении выборов инфляция действует не меньше (а может, и больше), чем в других сферах жизни. Они стремительно растут в цене! Так, если в 2002 году выборы народных депутатов стоили стране 172,2 млн гривен, то президентские (правда, с тремя турами) — уже 477,7 миллиона. Парламентские выборы-2006 год обошлись ни много, ни мало в 512,9 млн гривен госбюджетных денег. Что касается выборов грядущих, то, поскольку они внеочередные и проводятся в сжатые сроки, то по идее должны быть менее затратными. Все-таки режим экономии! Но... если еще в мае звучала цифра 312 млн гривен, то в бюджете, согласно изменениям, заложили на это ответственное мероприятие 365 миллионов. Как оказалось, и этого мало! Уже после принятия соответствующих изменений ЦИК прикинула и заявила, что ей необходимо на 7,2 млн больше. И что хотите, то и делайте. А с началом избирательного процесса уже появились прецеденты нехватки средств. Так, член ЦИК Жанна Усенко-Черная недавно призналась, что на формирование и уточнение Государственного реестра избирателей (его необходимость установлена рабочей группой по подготовке выборов) комиссия получила только 14 млн гривен. Надо же, по ее словам, в пять раз больше. А в таких делах, как демократия, экономия, как известно, уж никак не уместна. Потом себе дороже будет! Ведь уже не единожды звучала мысль, что выборы может кто-то и не признать. Так зачем давать еще один повод и быть тем жадным, который платит дважды? Тем более что вторые экспресс-выборы бюджет вряд ли потянет...
Правда, не единожды было в истории украинского избирательного процесса, когда запросы ЦИК не соответствовали не только предполагаемым возможностям бюджета, но и ее реальным потребностям. Так, Счетная палата Украины, которая подготовила аудит деятельности ЦИК в ходе избирательного процесса-2006 (и подготовки к нему), вывела очень показательные цифры. По ее данным, сумма, предназначенная бюджетом на выборы народных депутатов, была завышена на 166,6 млн гривен, на обеспечение деятельности комиссии — на 27,9 миллиона. Из них, правда, потом 123 миллиона государству возвращено, кроме тех 32,1 миллиона, которые Счетная палата определила как "неэффективно использованные", и 4,1 миллиона — как использованные "не по целевому назначению". Это притом, что в свое время накануне старта избирательной кампании ЦИК настояла на надбавке к заложенной в бюджете сумме в 137,2 млн гривен. "Постоянное завышение ЦИК необходимости бюджетных средств на собственное содержание и проведение выборов создавало условия для их нерационального использования, создания на ее счетах резервов нераспределенных средств в течение избирательного процесса, что приводило к задержке средств Государственного бюджета Украины, которые могли бы быть направлены на финансирование первоочередных социальных потребностей общества", — таков строгий вывод ревизора! Кроме того, как сказано в отчете Счетной палаты, "некоторые нарушения приобрели постоянный, системный характер". Вывод напрашивается плачевный, но не стоит забывать, что основной состав ЦИК сегодня практически полностью обновлен. Те выборы уже прошли и, возможно, сегодня можно спокойно сказать, что это было "давно и неправда". А вот, как будут распределяться деньги налогоплательщиков в ходе грядущих выборов — это уже куда интереснее! Кстати, вроде как эти средства выделены с единого казначейского счета — они были накоплены в 2006 году за счет перевыполнения плана бюджета. Как в зеркало смотрели, когда бюджет перевыполняли!
КАК УИКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ...
Как работает машина под названием "Выборы" и почему ее рычаг удалось запустить аж с четвертого раза? На самом деле, это целое хозяйство, в котором задействовано множество людей и машин. Как говорится, "поле деятельности" просто огромное. Вся территория Украины делится на 225 округов, на базе которых создаются окружные избирательные комиссии (ОИК). Их, в свою очередь, делят на множество участковых избирательных комиссий (УИК), куда впоследствии приходит каждый ответственный гражданин, дабы завизировать свое волеизъявление. Курирует всю эту систему ЦИК, которая является главным распределителем бюджетных денег. По идее, закупка товаров и услуг находится под строгим контролем. Но, если честно, на такой обширной и богатой территории редко удается избежать того, что в просторечии именуется махинациями. Поэтому вопрос не в том, будут ли они, а в том, в каких объемах. Ведь, по сути, проконтролировать каждого "замешанного" в процесс выборов человека практически невозможно. Система! Поэтому остается только смириться и надеяться, что бесследно "растворившиеся" в украинских черноземах деньги будут не очень большими. Сегодня же ЦИК уже прикинуты смета и статьи расходов. По крайней мере, основные из них. И, к слову, кое-где в этот раз удастся даже сэкономить. Естественно, что во всех избирательных комиссиях работают люди, чей труд должен быть оплачен. Так вот, если в 2006 году на оплату труда всех вовлеченных в процесс выборов специалистов ушло 370,7 млн гривен, то в 2007-м уйдет 205,785 миллиона. Количество выделенных средств прямо пропорционально количеству нанятых работников каждой из избирательных систем. На работу УИК в этом году выделено 200 млн 174 тыс. гривен; ОИК — 5 млн 356 тыс.; ЦИК — 254 тыс. гривен. К слову, выборы — это неплохой источник доходов. Тот, кто работает в любом из видов комиссии, не может получать за свой труд меньше, чем зарабатывает по основному месту работы. Если это пенсионер или безработный, он должен заработать на выборах, как минимум, сумму минимального оклада. В этот раз бюджетные деньги удастся сэкономить за счет сокращения количества нанятых работников. С человеческим ресурсом все ясно. Куда же будут направлены остальные средства?
Естественно, что выборы — это огромный объем канцелярии и инвентаря. По опыту предыдущих, о его качестве и количестве нередко любят "пофантазировать" члены маленьких звеньев в отдаленных (и не очень) уголках страны. Но это к слову...
Официально же 9 млн 466 тыс. гривен уйдет только на оформление кабинок для голосования. В прошлом году на эти нужды было потрачено 18,4 млн гривен. Но! Это с учетом столов для голосования, которые после бурных президентских выборов пришлось закупать заново. А в этот раз столы, стоимость, которых порядка 10 млн гривен, похоже, остались в целостности и сохранности. На изготовление избирательной документации (бюллетени, протоколы и т. д.) в этом году уйдет 28 350 тыс. гривен, на плакаты — 2 млн 266 тыс. гривен. Внимание! На агитацию в СМИ предполагается потратить 10 млн 889 тыс. гривен. Может, для кого-то это покажется и много, но, глядя на расценки в этом году на рекламу (о них ниже), возникает ощущение, что немногие партии в них вложатся — по крайней мере, официально. На транспорт и связь уйдет около 12 млн гривен. Даже о значках для будущих депутатов уже позаботились — на них потратят порядка 80 тыс. гривен. Нетрудно подсчитать, что стоимость одного депутатского значка где-то около 150 гривен. Могло быть и больше! Но это основные статьи... Все их перечислить вместе с разнообразным инвентарем и услугами достаточно сложно. Да и зачем. И так ясно, что удовольствие не из дешевых.
ГОСУДАРСТВО — ЭТО Я!
Партии — претенденты на победу в избирательной кампании эти цифры не особо пугают. Хотя для простых смертных они могут показаться просто заоблачными. Забавный факт: по подсчетам общественной организации Комитет избирателей Украины, выигрышная кампания для каждой из наиболее рейтинговых сил будет стоить около 50—60 млн долларов (!). Если перевести эти деньги в гривневый эквивалент, то получится немногим меньше, чем стоимость выборов для всего государства! Так что здесь будет весьма уместным выражение "государство — это я!". Как видим, заложенные в бюджете "копейки" на возвращение партиям денег будут как капля в море. Или таким себе возмещением морального ущерба. Так сказать, на к — стресс снять и предвыборную горячку умерить. По данным той же организации, большинство потраченных на выборы денег пройдут вне официальных избирательных фондов. И значит, вне внимания налоговой и общественности. Большинство средств пойдут на ТВ-рекламу. Кстати, расценки в этот раз мало кого порадуют. Так, основные каналы уже установили прейскурант, который колеблется от 012 гривни за секунду (в нерейтинговое время на не рейтинговом канале), до 400 гривен за секунду (в рейтинговое время на рейтинговом канале). Глядя на эти цифры и количество политической рекламы, которое мы ежедневно наблюдаем в вечернее (а значит, дорогое время), возникают смутные сомнения, что партии уложатся в предложенную ЦИК смету. На все про все (и всех!) — 10 млн 889 тыс. гривен.
Помимо этого, агитационная кампания включает в себя еще и активные поездки по регионам. А общение с народом, к слову, тоже обходится недешево. Если прибавить еще массовые акции протеста, которыми время от времени "балуются" наши политики (20—200 гривен каждому участнику в день), концерты и гонорары звездам, то получается ого-го... Плюс оплата услуг "черных" и "белых" пиарщиков, а также адвокатов в ходе различных судебных разбирательств, которых уже прошло и, судя по всему, еще пройдет немало. Откуда такие огромные суммы у политиков, которым закон строго-настрого запрещает заниматься бизнесом? Не с неба же! Как известно, доля проходных мест в каждой партии закреплена за так называемыми спонсорами, которые и отстегивают энную сумму на "нужное дело". Для чего они это делают? Просто из альтруизма? Из любви к стране или родной партии? Об этом как-нибудь в следующий раз.
Виктория Шестоперова
Инф. "dn ">dn
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/71755.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua