06 сен, 12:37
Железнодорожники взяли курс на обновление подвижного состава
Из критической ситуации с изношенностью подвижного состава железных дорог, похоже, найден выход. С помощью механизма лизинга "Укрзалізниця" активно закупает вагоны и путевую технику. Только за семь месяцев этого года были побиты все рекорды — подвижного состава было закуплено больше, чем за предыдущее пятилетие. И то ли еще будет, обещают железнодорожники. Сейчас руководство "Укрзалізниці" занято проведением международного аудита и разработкой "Программы обновления подвижного состава на 2008—2015 годы".
На протяжении многих лет на железных дорогах Украины инвестирование в восстановление основных фондов не проходило в должном объеме. Железнодорожники по мере сил производили ремонт того, что еще можно отремонтировать, благодаря чему удавалось даже постоянно увеличивать грузонапряженность. Так, на сегодняшний день грузонапряженность на железных дорогах Украины превышает среднеевропейский показатель в 305 раз. Вместе с тем эксперты отмечают, что уже в ближайшие годы все возможные резервы поддержания изношенной производственной базы будут исчерпаны, и железные дороги не смогут удовлетворить все возрастающую потребность национальной экономики в перевозках.
Сами железнодорожники среди причин хронического недостатка оборотных средств отмечают тарифы на перевозки. Дело в том, что в Украине они намного ниже, чем даже в соседних государствах СНГ, не говоря уже о странах ЕС. Еще нужно учесть достаточно жесткую фискальную политику и полное отсутствие государственного финансирования (несмотря на норму Закона "О железнодорожном транспорте"), и причины удручающего состояния железнодорожной отрасли становятся понятны.
В таких условиях руководство "Укрзалізниці" сделало ставку на лизинг. И уже сегодня становится понятно: железнодорожники не просчитались. На сегодняшний день впервые за годы независимости Украины железные дороги начали вкладывать значительные средства в покупку подвижного состава и обновление путевого хозяйства. К примеру, на протяжении прошедших двух недель на разных железных дорогах состоялось сразу несколько торжественных презентаций приобретенного подвижного состава. 17 августа на станции Кременчуг Южной железной дороги общественности были представлены новые грузовые вагоны производства Крюковского вагоностроительного завода. После презентации два поезда по 50 вагонов сразу были поданы под погрузку на подъездные пути Полтавского ГОК. А уже через шесть дней, 23 августа, еще 100 новых вагонов, произведенных на Крюковском вагоностроительном заводе, были торжественно переданы Приднепровской железной дороге в Кривом Роге.
Эти универсальные полувагоны модели 12-7023-01 с люками в полу имеют целый ряд конструктивных особенностей, выгодно отличающих их от полувагонов, которые серийно выпускаются на сегодняшний день. В частности, эти конструктивные особенности позволят увеличить срок использования полувагона до 32 лет (вместо привычных для подобного типа вагонов 22 лет), а также увеличить доходную часть железных дорог Украины от грузовых перевозок за счет повышения грузоподъемности вагона на одну тонну. Кроме того, за счет снижения тары вагона на 10% будут уменьшены затраты на тягу поездов, почти в четыре раза увеличены так называемые межремонтные пробеги (с 100 до 350 тыс. км), а также значительно сокращены среднегодовые затраты на ремонт и обслуживание.
Впрочем, железнодорожники закупают не только вагоны. 28 августа в локомотивном депо Киев-Пассажирский Юго-Западной железной дороги состоялась торжественная презентация магистрального пассажирско-грузового электровоза переменного тока ДСЗ производства ДП НВК "Электровозостроение". Данные электровозы предназначены для замены устаревших электровозов серии ЧС4. Первый его образец был изготовлен совместно с немецкой фирмой Siemens в 2002 году.
На сегодняшний день в локомотивном депо Киев-Пассажирский Юго-Западной железной дороги успешно эксплуатируются уже 10 электровозов типа ДСЗ. Четыре таких электровоза были куплены на протяжении 2007 года, а до конца года планируется купить еще три. Это электровозы нового поколения, имеющие компьютерную систему управления, которая позволяет управлять ими как в ручном, так и в автоматическом режиме. Технические параметры электровоза и показатели его надежности позволят увеличить среднесуточный пробег почти в три раза (до 950 км). Конструктивная скорость магистрального пассажирско-грузового электровоза ДСЗ — 160 км/ч.
Нетрудно заметить, что весь подвижной состав, закупаемый "Укрзалізницею", — отечественного производства. Это позволяет не только обновлять производственные фонды, но и практически возрождать предприятия. Так, недавно состоялась презентация новых полувагонов, выпускаемых на Попаснянском вагоноремонтном заводе. Как признался директор завода Сергей Криворучко, выпуск нового полувагона стал переломным событием в жизни Попаснянского вагоноремонтного завода, который ранее специализировался исключительно на ремонтных работах подвижного состава. Теперь стало возможным самостоятельно производить полувагоны для нужд "Укрзалізниці".
За семь месяцев 2007 года Попаснянский вагоноремонтный завод изготовил 300 полувагонов для Донецкой железной дороги и 150 полувагонов для Приднепровской железной дороги. До конца этого года заводом будет передано еще 350 вагонов на Приднепровскую железную дорогу.
Вообще же, за семь месяцев текущего года "Укрзалізниця" приобрела 1416 единиц подвижного состава и путевой техники на сумму 530,9 млн. грн., что вдвое больше, чем за последние пять (!) лет. Для сравнения, за весь 2006 год было приобретено всего 419 единиц подвижного состава, а в 2005 году — 206 единиц. При этом на эти цели в 2006 году умудрились потратить 965 млн. грн., а в 2005-м — 494,6 млн. грн.
Как отмечает генеральный директор "Укрзалізниці" Владимир Козак, главным достижением работы команды "Укрзалізниці" в этом году является построение работы отрасли в соответствии с экономическими законами. "Мы провели переоценку основных фондов, как результат — начали появляться амортизационные отчисления, для того чтобы обновлять подвижной состав и модернизировать пути", — отметил он.
По словам господина Козака, темпы роста доходов наконец начали превышать темпы роста расходов. На данный момент в "Укрзалізнице" проводится международный аудит, чтобы показать открытость работы отрасли и поднять уровень доверия к железной дороге Украины со стороны иностранных банков и партнеров. "Подтверждением этого является контракт, который "Укрзалізниця" недавно подписала с британским банком Barclayas capital bank на сумму $550 млн. под такую низкую процентную ставку, каких до сих пор не было. Раньше в Украине если и получали такие выгодные кредиты, то лишь под гарантии государства", — подчеркнул Владимир Козак. "Вообще в конце прошлого года и на протяжении текущего года мы заложили надежную экономическую основу для дальнейшего стремительного развития отрасли в 2008-м и последующих годах", — добавил он.
Кроме того, на сегодняшний день "Укрзалізниця" разрабатывает "Программу обновления подвижного состава на 2008—2015 годы". Сейчас она готовится для рассмотрения в Министерстве транспорта и связи Украины. Как обещают железнодорожники, в этой программе будут учтены все пожелания заводов — изготовителей вагонов. После ее утверждения предприятия смогут планировать свое производство на несколько лет вперед.
Тем временем в "Укрзалізнице" планируют ежегодно закупать по 8—9 тысяч полувагонов и таким образом уже через 5 лет выйти на нормальные темпы обновления подвижного состава.
Татьяна ЕРЕМЕЕВА
Инф. "versii">versii
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/73715.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua