Железнодорожный прорыв

12 сен, 15:17

"Укрзалізниця" модернизировала тысячный километр пути

За все время независимости железнодорожные пути в Украине практически не ремонтировались. Причин было много — недостаток средств, необходимость скорейшего обновления подвижного состава. Однако повышение грузонапряженности сделало свое "черное дело", и бороться с его последствиями (постепенно разрушающиеся пути) приходится уже нынешнему поколению менеджеров "Укрзалізниці". Чем они, судя по всему, с успехом и занялись.

Многие годы железные дороги Украины о должном уровне инвестирования и не мечтали. Потребности отрасли в инвестициях обеспечивались в лучшем случае на 30%, в результате чего износ активной части основных производственных средств по отдельным позициям достиг 80%. Железнодорожники пытались отремонтировать подвижной состав, что у них даже получалось, благодаря чему грузонапряженность удавалось увеличивать. А пути продолжали изнашиваться. Неудивительно — ведь в Украине грузонапряженность на железных дорогах превышает среднеевропейский показатель в 305 раз. Однако экономика требует все большего.

Несмотря на экстремальные условия, "Укрзалізниця" все же смогла не только начать ремонт и модернизацию путей, но и добиться высочайших темпов работы. На сегодняшний день модернизированы уже более тысячи километров пути. Для сравнения — в прошлом году всего было отремонтировано 643 километра железнодорожного полотна. В этом году уже сделано больше, и останавливаться на этом руководство "УЗ" не собирается. Фантастика? Отнюдь. Просто эффективный менеджмент.

Генеральный директор "Укрзалізниці" Владимир Козак, осматривая модернизированный участок Ирпень—Буча Юго-Западной дороги, заявил, что это еще не предел. По его словам, темпы работы не будут снижаться, что позволит за 3—4 года отойти от проблем, которые копились в течение всех прошлых лет. Таким образом, главная транспортная артерия Украины станет функционировать еще эффективнее, чего и требуют нынешние реалии.

Попробуем заглянуть в будущее. Если "Укрзалізниця" сможет (а, как показывает сегодняшний день, предприятие не собирается "сбрасывать обороты") модернизировать железнодорожное полотно Украины в ближайшие сроки, то как грузоперевозчики, так и пассажиры получат ряд неоспоримых преимуществ.

Обновленные пути позволят увеличить скорость пассажирских и грузовых перевозок. Это даст возможность сэкономить время, добавить новые рейсы и уплотнить график уже существующих. Это, в свою очередь, даст возможность перевозить больше пассажиров и грузов, что повлечет за собой новый приток доходов, способный поднять на ноги железную дорогу и улучшить комфортность передвижения. Стоит подобное удовольствие недешево — ремонт одного километра пути составляет до $400 тыс. Однако "Укрзалізниця" выделила необходимые средства для проведения этих работ. Как отметил господин Козак, сейчас предприятие тратит меньше денег на подвижной состав и больше — на обновление путей.

В следующем году "Укрзалізниця", помимо обновления путей, намерена полностью обновить парк путевой техники. В частности, рельсоизмерители и вагоны-дефектоскопы, среди которых находятся машины 60-х—70-х годов выпуска, уже нуждаются в замене. Обновление техники позволит следить за малейшими дефектами в железнодорожном полотне и вовремя устранять неполадки. Кроме повышения эффективности, модернизация путевого хозяйства повысит безопасность перевозок, что является залогом авторитета компании и вполне логичным шагом, ориентированным на развитие. Чем безопаснее станет железная дорога, тем больше появится желающих воспользоваться ее услугами. Тем более что тарифы на перевозки в Украине намного ниже, чем даже в СНГ, не говоря уже о Евросоюзе.

Главным достижением 2007 года для "Укрзалізниці" стала организация работы отрасли в соответствии с экономическими законами. Именно работа команды в этом направлении позволила поднять темпы развития и заложить прочный фундамент для модернизации железной дороги на будущие годы. После переоценки основных фондов начали поступать амортизационные отчисления, которые стали основой для обновления отрасли. А успех переговоров с международными финансовыми организациями и получившийся в итоге "прорыв финансовой блокады" дали возможность говорить о выходе на новый уровень отношения с финансистами.

К тому же на данный момент на предприятии проводится международный аудит, для того чтобы показать открытость работы отрасли и поднять уровень доверия к железной дороге со стороны иностранных банков и партнеров, что позволит еще более удешевить кредиты в будущем. И подобная экономическая политика "Укрзалізниці" начала приносить плоды уже сегодня. Свидетельство тому — контракт с британским банком Barclayas capital bank. Учитывая сумму — $550 млн. — и рекордно низкую процентную ставку (ранее такие выгодные кредиты можно было получить только под гарантию государства), можно уверенно говорить о новом уровне развития отрасли.

Как утверждают эксперты, для модернизации путей инвестиционные ресурсы должны составлять около 11% от общего объема. В целом же для реализации инвестиционных проектов по реконструкции и развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта необходимо более 35 млрд. грн. Сумма более чем значительная, однако радует уже тот факт, что темпы роста доходов "Укрзалізниці" начали превышать темпы роста расходов. К тому же у предприятия есть еще несколько козырей в рукаве, таких как лизинг.

Ставка на лизинг была сделана в экстремальных условиях, и уже сейчас стало понятно, что железнодорожники не просчитались. На обновление путевого хозяйства впервые было пущено реально значительное количество средств. Отрасль развивается динамично и стремительно, что дает шансы надеяться на полное обновление и переход на стандартные темпы развития в течение нескольких лет.

По словам генерального директора "Укрзалізниці" Владимира Козака, на все про все понадобится года два. "У нас есть договоренность с ЕБРР и лизинговыми компаниями, и в 2008—2009 годах мы планируем полностью обновить парк путевой техники, чтобы провести масштабную работу по выявлению недостатков содержания путей и их устранению", — подчеркнул он.

Эффективность антикризисного менеджмента, которую показала "Укрзалізниця", можно будет проверить через несколько лет. Пока еще ведутся работы по ремонту и модернизации, обновляется подвижной состав, заключаются договора и берутся кредиты. В суровых условиях, без государственного финансирования отрасли и при достаточно жесткой фискальной политике железная дорога все же продолжает наращивать грузонапряженность и улучшать условия пассажирских перевозок. К тому же в 2008 году, впервые за 16 лет, государство тоже собирается выделить средства из бюджета на развитие отрасли, что может свидетельствовать лишь о том, что именно сегодня соблюдены все условия для обеспечения развития железной дороги. И главная транспортная артерия страны получила "второе дыхание". Что же касается пассажиров, то им это даст возможность добираться к месту назначения не только комфортнее, но еще и быстрее, чем сегодня.

Дмитрий ДРОЗДИКОВ

Инф. "versii">versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/74497.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua