«Весь прирост доходов бюджета – а это 50 миллиардов гривен - полностью обеспечен увеличением поступлений за счет роста экономики», - министр финансов Николай Азаров

21 сен, 14:43

Партия регионов среди всех политических партий, фигурирующих в предвыборной кампании, ведет себя наиболее противоречиво.

Она то идет, то не идет на выборы.  Регионалы то обвиняют Президента в срыве курса на стабильность, то заявляют, что с Виктором Ющенко нужно жить дружно. Растут показатели инфляции, а ПР в своих роликах хвалится успехами национальной экономики.. Может быть, представители ПР, которые в большинстве своем населяют Кабинет министров, сами растерялись от такой неожиданной операции с выборами, поэтому-то и не могут определиться с курсом, как партийным, так и общегосударственным? 

На этот и другие вопросы, связанные с деятельностью Кабмина в  последние предвыборные дни, в эксклюзивном интервью «Главреду» ответил первый человек в коалиционном правительстве Виктора Януковича Николай Азаров. Ведь сегодня Николай Янович не только первый вице-премьер и министр финансов, но и исполняющий обязанности премьера. Потому как последний, напомним, ушел в предвыборный отпуск…

Николай Янович, вчера ВР рассмотрела презентацию проекта бюджета. Но, возникают сомнения, подпишет ли его Президент. Насколько затянется бюджетный процесс? И как «причесать» проект бюджета настолько, чтобы найти компромисс с Президентом?
Прежде всего, мы сейчас идем в твердом соответствии с Бюджетным кодексом. Правительство представило бюджет 15-го сентября в ВР. Этот срок обозначен законодательством Украины. И также в Бюджетном кодексе предусматривается, что не позднее чем через 5 дней после подачи бюджета министр финансов представляет его в  ВР. На рассмотрение ВР его выносит только министр финансов, либо лицо его замещающее. Поскольку меня никто не замещает (смеется, - Ред.), значит, я его представил лично.

Процедура детально выписана в законодательстве, и мы строго ей следуем. Когда Президент начинает рассказывать о том, как печально, что такая серьезная политическая сила как Партия регионов принимает участие в этом, то я бы посоветовал ему лично, его Секретариату соблюдать законы, которые вроде бы «одинаковы для всех». На всех же биг-бордах написано: «Закон один для всех». Так вот: закон о госбюджете обязателен для выполнения и правительством, и Президентом, и народными депутатами. Даже если бы мы хотели, то не можем игнорировать требования Бюджетного кодекса.

На инициативы ПР и правительства по «улучшению жизни уже сегодня» предусмотрено 70 миллиардов гривен. Откуда украинская экономика возьмет эти деньги? И почему госбюджет до сих пор не спроектирован по программно-целевому методу?
Как раз бюджет и построен по ПЦМ. Весь бюджет 2008-го года основан на программах: модернизации и переоснащения больниц, реконструкции жилищно-коммунального хозяйства, развития авиакосмической промышленности, строительства дорог и так далее.  Под каждую программу заложен ресурс. Причем программы эти среднесрочные, и бюджет 2008 года – это стартовый этап финансирования очень масштабной модернизации целых отраслей.

Так откуда все же деньги?
Из экономики, прежде всего. Поскольку экономика растет, то и доходы бюджета растут. Весь прирост доходов бюджета – а это 50 миллиардов гривен - полностью обеспечен увеличением поступлений за счет роста экономики. Мы, на самом деле, снижаем налогообложение, а не увеличиваем его. Вот если бы мы увеличивали налоговые ставки, тогда можно было бы сказать, что за счет фискального давления мы увеличиваем доходы бюджета. Напротив, мы, в частности,  планируем, после принятия Налогового кодекса в 2009 году, снизить ставки по налогам. В бюджет 2008 года закладывается уменьшение отчислений при валютных операциях до 0,5%.

Николай Янович, в проекте госбюджета существует совершенно негуманный пункт о разделении стипендии студентам в зависимости от  уровня аккредитации учебного заведения. Правительство считает, что учащиеся ПТУ меньше едят?
Вы интересно рассуждаете - правительство так считает... А почему тогда зарплата генерала в пять раз больше, чем зарплата лейтенанта? Генерал должен больше кушать, чем лейтенант? Наоборот, мне кажется, в молодости, по этой части аппетиты больше. Совершенно очевидно, что не может быть никакого равенства. Должна быть система, стимулирующая людей повышать свои знания, совершенствовать квалификацию, учиться лучше. Специалист более высокой квалификации должен зарабатывать больше. Мы уходим от уравниловки. Мы наконец-то полностью внедряем третий этап тарифной сетки, по которой мы создаем значительный разрыв между низкоквалифицированным трудом и высококвалифицированным. Мы стремимся создать экономику знаний. А, значит, труд человека, обладающего знаниями, должен оплачиваться гораздо лучше, чем неквалифицированный труд.

Мы 16 лет занимались уравниловкой. Она приводит к тому, что наука у нас деградирует, вымирает высокотехнологичное производство и, в основном, существуют предприятия с небольшим переделом в производстве продукции: посеяли зерно, вырастили, собрали, продали, к примеру. На мировом рынке, положим, зерно стоит, 400 долларов за тонну, а вот супер-компьютер может стоить сотни миллионов. Поэтому, если мы хотим быть богатыми, должны создавать такие условия, при которых люди знающие и образованные будут лучше оплачиваться. И мы должны это понимать. Так весь мир построен.

Когда будет известна точная цена на газ? И кто является ключевым переговорщиком по цене с украинской стороны?
Точная цена будет известна в ближайший месяц. Где-то в октябре переговоры завершатся. Наши основные переговорщики – министр топлива и энергетики (Юрий Бойко, - Ред.) и глава компании НАК «Нефтегаз Украины» Евгений Бакулин. Других переговорщиков не будет, поскольку по своим функциональным обязанностям только они могут эти переговоры вести. Поэтому то, что там СП начинает вставлять каких-то других переговорщиков… Российская сторона не будет с ними иметь дело. Однозначно. Переговорщики обозначены.

Кабмин декларирует кардинальное изменение экспортно-импортной политики в следующем году. В частности ликвидацию негативного сальдо экспорта-импорта. За счет чего? Ведь почти ину украинского импорта составляют энергетические ресурсы: нефть и газ.
Ломать – не строить. Корни всех наших проблем уходят в 2005-ый год, когда абсолютно авантюристские решения правительства Тимошенко по снижению уровня таможенной защиты (ясно, что она приняла эти меры для увеличения притока импорта в страну, чтобы справиться с инфляцией). Это привело к тому, что впервые в 2005 году мы получили проблему отрицательного во внешней торговле. Я напомню,  в 2005 году у нас не было повышения цены на газ. В 2006-ом году, на эту проблему наложилось еще и повышение цены на газ.

К сожалению, переломить эту тенденцию очень непросто. Мы планируем опережающий рост экспорта. Также прогнозируем целый ряд мероприятий по снижению импорта, то есть, импортозамещению. Конечно, все эти шаги очень трудно осуществлять во время выборов, но они неизбежны. Мы должны поднимать собственное внутреннее производство. Рынок поднимать, уменьшая поток того хлама, который пошел в страну в 2005 году. Мы можем сами производить качественные рубашки, костюмы, пылесосы, телевизоры. У нас все для этого есть. Дальше так, как сейчас,  продолжаться не может – нам скоро сдачи нечем будет давать. Если у нас формируется такое отрицательное сальдо… Хорошо, что конъюнктура рынка складывается благоприятно для наших товаров, и мы можем сохранять свой валютный резерв. А если ситуация изменится? Есть же цикличность в развитии мировой экономики – может возникнуть период стагнации, спада. И тогда наш металл никому не будет нужен. Что мы будем делать? Если мы думаем о будущем, то мы не должны людям сказки рассказывать. На устранение тенденции с негативным сальдо торгового баланса уйдут годы…

А как такое ручное управление экспортом и импортом согласуется с намерением Украины вступить во Всемирную торговую организацию?
Понятно, что мы открываем свои границы, снижаем уровень таможенных пошлин. Но, по Соглашению с ВТО, мы имеем время переходного периода и целый ряд других мер защиты внутреннего рынка. Важно только этим грамотно и по полной программе пользоваться и понимать, что иначе мы не защитим свой рынок.

В СП упрекают правительство в заниженных социальных показателях, к примеру, с реальной стоимостью потребительской корзины. Как будете оппонировать?
Я не собираюсь им оппонировать. СП должен заниматься своими делами, а не спорить с правительством. Правительство отвечает за социально-экономическую политику, ВР рассматривает и утверждает бюджет. В этих процессах вообще не предусмотрена роль СП. Если бы законодатель считал необходимым внести понятие Секретариат Президента , он бы это сделал. Кому-то хочется сейчас перед выборами поучать правительство. Я думаю, после выборов интерес такой пропадет. Ну, хорошо, пусть проявляют интерес и любознательность. После выборов, я думаю, проще будет разговаривать на более профессиональном и понятном языке. Надеюсь, что Президент не меньше, чем мы, заинтересован в экономической стабильности страны.

Вчера на заседании Кабмина вы утверждали, что повышения тарифов на услуги ЖКХ и транспорт не будет. Где гарантия того, что эти обещания будут актуальны и после выборов?
Да дело в том, что я ничего не обещал. Это на биг-бордах что-то обещают. Я давал указания членам Кабмина - министрам. Я говорил, что мы не допустим этого. Было прямое указание. И дело не в выборах. А в том, что мы по году запланировали 7,5% инфляции. Сейчас мы имеем 6,2%. У нас осталось 4 месяца. Чтобы выйти на плановый показатель, мы не имеем право допускать инфляцию за 4 месяца больше, чем 1,3%. Поэтому все то, что идет вразрез с этой установкой, должно нами жестко пресекаться. Если мы хотим заложить ту траекторию экономического развития, то должны четко следовать этим всем позициям. А выборы приходят и уходят. Через 10 дней выборов не будем. А мы что, допустим 15% инфляции? Не допустим однозначно. Это я точно могу сказать. 7,5% - это наш ориентир, плюс-минус 0,1%.

Как вы оцениваете заявления Президента по поводу профпригодности министров Рудьковского и Шуфрича?
Я еще раз хочу отметить, что каждый чиновник должен действовать строго в рамках Конституции. По Конституции, а это фундамент нашей жизни, у Президента есть право представления двух министров – обороны и иностранных дел. Здесь его мнение является ключевым и решающим. И Кабмин прислушивается к его оценкам деятельности этих двух министров. Что касается остальных министров – это право Верховного Совета, который на своем заседании утверждает всех министров. Если у ВР будут сомнения в компетентности министров, то в соответствии с Законом Украины «О Кабинете министров», будет осуществлена процедура их отзыва. Вот, собственно, и все, что я хотел по этому поводу сказать.

С каким результатом ПР планирует пройти на выборах в ВР? Сколько голосов наберете? И думаете ли вы создавать коалицию, в том числе, и широкую? Если да, то с кем?
Мы надеемся, что, несмотря на небольшой срок работы правительства, несмотря на значительное количество сложностей, связанных с политической нестабильностью, правительству удалось провести линию развития страны, достичь высоких темпов экономического, социального развития. Значительно за этот промежуток времени выросла зарплата, пенсии, пособия; были реализованы целый ряд крупных программ. Люди пусть сами оценивают. Мои поездки в регионы показывают, что люди нас поддерживают. В то же время, мне жаль тех обманутых людей, которые будут голосовать, поверив тем сказкам, что им рассказываются. Кто хочет обмануться, пусть обманывается. Кто хочет думать, пусть думает. Кто хочет брать на себя ответственность и принимать важные решения, пусть принимает. Но это выборы: всегда есть часть обманутых людей, а есть те, кто способен сам сделать выводы и прийти голосовать осознанно. Однако, все-таки, я убежден, преобладает здравомыслие. Иначе страна не смогла бы существовать. (Смеется). Если бы страна существовала на основе людей, так сказать, сдвинутых, то у страны была бы печальная участь. Итак, у меня оптимистические прогнозы. Никаких коалиций - ни широких, ни других, - мы пока создавать не планируем. У нас есть одна коалиция. Мы – за то, чтобы эту коалицию сохранять. У нас, по-моему, есть все шансы, чтобы та коалиция, сегодня существующая, еще продолжила в течение всей каденции осуществлять свои программы.

Вы считаете, что у СПУ есть все шансы пройти в парламент?
Я уверен, что СПУ пройдет. У меня сомнений никаких нет.

Кем и где вы видите себя после выборов? Вы планируете сохранить те же позиции, или занять другую нишу?
Я не буду отвечать по поводу себя лично. Думаю о том, что  состав Кабмина, может быть, и изменится, но на 2/3 он останется в том же составе. Министры, работая год, приобрели определенный опыт. Любой новый человек только год потратит на вхождение в курс дела, как минимум. У нас этого года нет. Украина и так застряла в проведении структурных реформ. Когда Президент, выступая, обвиняет правительство в том, что оно не приступило к реформам, я бы мог ему ответить: «А что уважаемый Президент для этого сделал полезного?» Ведь он же распустил парламент в апреле, а разговоры о разгоне парламента начались в марте! О каких структурных реформах может идти речь, если не работает ВР? Так чья вина в том, что в 2007 году не проводились структурные реформы? Разве правительства? Нет, мы были готовы их проводить.

Если после выборов будет очень длительный период нестабильности – то на все пять лет. Проведение реформ – процесс трудный, требующий не вражды, не конфронтации в обществе, а консолидации, согласия политической элиты, взвешенных действий. Проведение такой серьезной реформы, как, к примеру, пенсионной, невозможно в условиях, когда на нас пальцем показывают, что мы не учли каких-то 5% где-то. Это настолько глобальное изменение, требующее титанических усилий, требующее понимания!

На первом этапе всегда возможно непонимание, определенное сопротивление. Поэтому политическая элита должна сконцентрироваться и понять, что мы и так потеряли 16 лет, не проводя реформ, что если бы мы сконсолидировались, жизнь была бы значительно лучше уже сейчас. А общество было бы значительно качественнее. Была бы реальная демократия, свобода слова. А не то, что у нас сейчас: эрзац-, квази-, псевдо-. Еще раз подчеркиваю: основные политические силы, за исключением, конечно, популистов, демагогов, должны объединиться и вместе нести ответственность.

Существуют ли договоренности Рината Ахметова с Виктором Ющенко по поводу исхода выборов?
(вздохнул). Ну, слушайте… Каждый влиятельный человек в стране встречается с Президентом, о чем-то говорит. Но, давайте так: в основе тех решений, которые будут приниматься Партией регионов, закладывается политический курс, разработанный нашим коллективным органом – политсоветом. И, разумеется, Ринат Леонидович, если у него будут какие-то идеи о роли ПР, о структуре, он выскажет свое мнение в рамках обсуждения на Политсовете.

Ольга Василевская

Инф. "glavred">glavred


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/76006.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua