Реформатор Лукашенко

21 сен, 16:23

Беларусь может стать новой инвестиционной Меккой Европы. В страну пришли крупные иностранные компании и стартовала приватизация. Успех белорусского экономического чуда зависит от способности Александра Лукашенко повторить путь своих китайских коллег.

Авторитарное государство, застрявшее где-то в поздних 80-х с традиционно пустыми магазинами и большими госпредприятиями... Такой представляет Беларусь значительная часть даже ее соседей, не говоря уже о жителях европейских стран.

Но ситуация в последние годы поменялась кардинально. Эта страна - не только с самыми высокими темпами экономического роста, но и с ровными дорогами, хорошим социальным обеспечением и сбалансированными финансами. Сейчас ее заметили зарубежные инвесторы - Минск пересмотрел свое отношение к иностранному капиталу, начал приватизацию и создает для этого необходимые условия.

В августе Беларусь получила свои первые суверенные кредитные рейтинги сразу от двух агентств. Standard & Poor's оценило белорусскую экономику на «В+» по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте, «ВВ» - в национальной валюте и на «В» по краткосрочным обязательствам- как в инвалюте, так и в белорусских рублях. Аналогичные оценки инвестиционной привлекательности государство получило и от Moody's. Образ тоталитарной страны не помеха - в отличие от демократической Украины, Беларусь получила даже стабильный прогноз. Но почему Александр Лукашенко так резко стал приверженцем рыночной экономики и даже готов работать с иностранным капиталом? Ответ прост: привлечение иностранных инвесторов стало вопросом выживания белорусской экономики.

Экономические козыри
Белорусское «экономическое чудо» на первый взгляд имеет весьма привлекательные черты: одни из самых высоких в СНГ темпы роста ВВП в виде 9,9% в 2006 году и 8,8% за семь месяцев 2007 года; инфляция - наравне с остальными государствами региона (7,2% с начала года). Необычайно низкий внешний долг на уровне 9% от ВВП. Профицит госбюджета при одновременном акценте на социальные расходы, которые составляют 53% в бюджете-2007. Добавьте сюда рост промышленного производства и постепенную экспансию белорусских предприятий на зарубежные рынки, и вы получите полную картину успешной экономики с населением с три с иной Киева и со специализацией на производстве бензина, тракторов, телевизоров и калийных удобрений.

Но стоит копнуть глубже, и станет ясно, что до рывка «азиатских тигров» Беларуси очень далеко и абсолютно в другом направлении. Здесь перед словом «бизнес» приписывается «государственный». В этой стране производство - не двигатель экономики, а в лучшем случае «запаска», которая прилагается к динамично расширяющемуся внутреннему потреблению, настоящему генератору экономического роста. В то же время эта «запаска» в промышленности и сельском хозяйстве усиленно субсидируется из госбюджета в попытке повысить рентабельность отраслей при растущих издержках и установленном «свыше» пороге ценовой надбавки. Между тем, белорусы все чаще отдают предпочтение импортным товарам, предоставляя отечественной продукции пылиться на складах. Впрочем, и такое состояние белорусской экономики могло бы стать многообещающей стартовой площадкой для привлечения иностранного капитала.

Дефолт или либерализация
До нынешнего года Беларусь сохраняла высокие темпы экономического роста преимущественно благодаря растущему внешнему спросу на нефтепродукты, минеральные удобрения и МАЗы, а также содействию России. Похолодание в отношениях Путин - Лукашенко добавили проблем белорусской стороне. С 1 января Россия ввела пошлину на ввоз в Беларусь сырой нефти и добилась введения Минском экспортной пошлины на нефтепродукты, равной российской.

Вдобавок вдвое с начала года увеличились цены на российский газ. В результате рентабельность белорусской промышленности таяла буквально на глазах. Через шесть месяцев после пересмотра этих условий каждый пятый завод или фабрика оказались в списке убыточных. Причем под удар попали наиболее важные для экономики страны экспортоориентированные отрасли - машиностроение и металлообработка, пищевая и легкая промышленность.

Как утверждают белорусские власти, производители справились с энергетическим шоком, и то лишь благодаря дотациям и накопленным золотовалютным резервам. Но цена на энергоносители будет расти, пока в 2010 году не достигнет мирового уровня. А на такой длительный период у правительства попросту не хватит денежных ресурсов, чтобы латать дефицит бюджета и обслуживать внешний долг. Единственный выход - начать реструктуризацию экономики и обеспечить приток иностранного капитала, который компенсирует потери от роста цен на газ.

Заигрывание с капиталом
По данным Минстата Республики Беларусь за первое полугодие 2007 года, в страну было привлечено $2,3 млрд. иностранных инвестиций, более 90% которых традиционно составляют кредиты. На прямые иностранные инвестиции приходится лишь малая доля капитала, поступающего сюда из-за рубежа, поскольку инвестиционный климат в стране практически не меняется. По словам Александра Чубрика, экономиста белорусского исследовательского центра «Исследования. Прогнозы. Мониторинг» (ИПМ), входящего в сеть центра социально-экономических исследований CASE в странах ЦВЕ, более позитивной стала лишь риторика. Несколько последних сделок (например, продажа Приорбанка и Белтрансгаза) проводились под индивидуальные гарантии властей, то есть с отменой для покупателя принципа «золотой» акции.

Государство монополизировало все отрасли, приносящие ренту или требующие значительной господдержки для сохранения социальной стабильности. В руках частников сегодня находятся сферы, которые нуждаются в квалифицированном менеджменте (в основном это предприятия, которые под государственным контролем терпели убытки) и не являются конкурентами госпредприятий. Естественно, что прибыльные и стратегические секторы (энергетика, нефть и газ, тяжелое машиностроение) государство будет стремиться контролировать «до последнего», будучи наименее склонно отдавать его в руки частного бизнеса.

Стать более сговорчивой власть может заставить подорожание российского газа и нефти и связанные с этим макроэкономические угрозы. Так, правительство уже было вынуждено продать «Газпрому» 12,5% «Белтрансгаза», причем использовав полученные $625 млн. для погашения задолженности перед тем же «Газпромом». Затем были «пущены с молотка» отдельные оки банковского сектора. Это решение далось правительству легче всего, так как в этой сфере изначально было наибольшее количество иностранных активов. По мнению Александра Чубрика, следующие «в очереди на либерализацию» - легкая и пищевая промышленность, нефтехимия, производство стройматериалов, торговля и сфера услуг, за исключением ЖКХ. Но еще в апреле президент подчеркнул, что обвальной приватизации не будет, а будет только «точечная»: «Мы будем приватизировать те предприятия, с которыми не справляемся». Под такое определение подпадают более 1300 белорусских предприятий, в том числе и такие «лакомые кусочки», как «Нафтан» и Мозырский НПЗ, которые уже давно пытаются приобрести «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ».

Существуют и более «легкие» для инвесторов отрасли - прежде всего, финансовый и потребительский секторы, где государство не столь жестко контролирует ситуацию. Именно туда направлены взоры иностранцев, среди которых немало и украинских компаний и банков. «Банковская сфера - это отрасль экономики, которая самая открытая и независимая от деятельности государства, и это обеспечивает ее стабильность, - говорит член правления ЗАО «Догмат Украина» Ярослав Копецкий. - Государство заинтересовано в развитии и обеспечении стабильного роста банков как кровеносной системы экономики и беспрепятственного входа иностранных инвестиций. Как пример - в Беларуси «золотая» акция была отменена именно в банковском секторе».

Правда, несмотря на весь позитив от долгожданной «распродажи» госпредприятий, не стоит забывать один существенный минус - непрозрачность сделок между инвесторами и государством. Острая необходимость в иностранной валюте заставила белорусское правительство стать менее «переборчивым» по отношению к иностранному капиталу. Так, в августе, вопреки обещаниям чиновников провести приватизационные конкурсы и аукционы, фактически за закрытыми дверьми были подписаны договоры о продаже ОАО «Мотовело» и ООО «МЦС». 99,72% акций «Мотовело» были проданы за $7,3 млн. австрийской компании ATEC Holding GmbH. с условием погашения ею бюджетных займов предприятия до 2012 года (в сумме более $28 млн.), инвестирования в его развитие $20 млн., а также сохранения специализации и социальной сферы предприятия. Покупателем контрольного пакета оператора мобильной связи «МЦС» стала кипрская компания SB Telecom Ltd. Сумма этой сделки составила от $350 млн. до $500 млн. По мнению аналитиков ИПМ, дефицит валюты и последующее повышение цен на газ могут подтолкнуть власти к новым приватизационным сделкам такого рода. Тем временем о возможной покупке актива в Беларуси заявила компания Telecom Austria, готовая потратить на эти цели $2,2 млрд.

На свой страх и риск Несмотря на несговорчивость белорусских властей, иностранные инвесторы довольно активно проявляют интерес к местным предприятиям. «Зарубежных инвесторов, с одной стороны, привлекает стабильность государственной власти, с другой - отпугивает жестко централизованная политическая система, вызывающая непредсказуемость принимаемых решений и законодательных актов, а также преобладание в экономике госсектора. Тем не менее в последние месяцы наблюдаются некоторые положительные сдвиги в отношении властей к зарубежному капиталу», - рассказывает Михаил Градович, управляющий директор Colliers International в Беларуси. Являясь крупным оком на девелоперском рынке, Colliers International - единственная международная консалтинговая компания в области коммерческой недвижимости, которая имеет представительство в Беларуси. Только выход подобной компании на белорусский рынок уже сам по себе свидетельствует о заинтересованности зарубежных инвесторов этой страной.

Одним из ключевых барьеров для иностранных инвестиций в Беларусь является нынешняя политическая система. Интересы инвестора могут войти в противоречие с интересами внутренней номенклатуры, и победителем из такой ситуации наверняка выйдет последняя. «При отсутствии закрепленных юридически договоренностей с администрацией Лукашенко иностранные инвесторы должны быть готовы к любым проявлениям произвола (в частности, введению «золотой» акции), - утверждает Александр Чубрик. - При наличии таких договоренностей политические риски минимальны». Тогда «длинная рука» властей из недостатка превращается в преимущество, которое обеспечивает инвесторов индивидуальными гарантиями «невмешательства».

Деловой климат в Беларуси довольно специфичен. Приходя на рынок страны, иностранные инвесторы должны быть готовы прежде всего к отсутствию права собственности на землю, поскольку сегодня земельные участки здесь предоставляются в основном только в аренду. Кроме того, им предстоит адаптироваться к «трудноусваиваемой» налоговой системе и относительно высокому налоговому бремени (в первом полугодии 2007 года налоговая нагрузка на экономику составила 48,3% ВВП). Кроме того, жизнь бизнеса существенно усложняется забюрократизированной системой получения необходимых согласований и разрешений на всех стадиях развития проектов, громоздкой системой тендеров.

По мнению Натальи Лещенко, аналитика Global Insight по странам СНГ, особой проблемой является противоречивость регуляторной политики в стране. «В таких условиях едва ли возможно избежать ошибок при ведении бухгалтерии, даже при большом желании оставаться законопослушным, поэтому штрафы от проверочных и налоговых служб практически неизбежны», - считает аналитик. Не стоит забывать и об административном регулировании цен и нормы прибыли, с помощью которых правительство держит «на коротком поводке» как инфляцию, так и частный бизнес. Наконец, реализация инвестпроектов предусматривает один немаловажный момент - сохранение социальной ответственности инвестора, что не позволяет компаниям сокращать расходы путем увольнения «лишних» работников и может стать на пути повышения конкурентоспособности продукции.

Впрочем, все эти просчеты белорусского инвестиционного климата вряд ли остановят приток иностранных инвестиций в страну. Государственные компании уже не в состоянии удовлетворить быстрорастущий потребительский спрос, поэтому зарубежные капиталовложения в сектор потребительских товаров будет только приветствоваться. Как отмечает Наталья Лещенко, инвестирование в белорусские индустриальные гиганты окажется несколько проблематичным, если учесть размер доли правительства в промышленности и необходимость сохранять существующий уровень занятости. Потому эксперт советует направлять небольшие инвестиции в белорусский средний и мелкий бизнес. Таким капиталовложениям из-за рубежа власти уже вряд ли помешают, ведь чем больше будет ликвидности в экономике, тем лучше.

Именно по такой схеме реформировал свою экономику Китай, где иностранные инвесторы пришли в первую очередь в сектор среднего бизнеса, а крупные предприятия оставались в госсобственности. Александр Лукашенко не прочь повторить успех китайских коллег - контролируемые реформы помогут не только создать стабильную экономическую модель государства, но и помочь с сохранением власти в стране.    

ЕЛЕНА СНЕЖКО

Инф. "investgazeta">investgazeta


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/76040.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua