26 окт, 14:02
Средний бизнес побаивается правительства: это показали производители подсолнечного масла, которые немного снизили цены. Но законы экономики не обманешь – на этом хорошо заработали мелкие розничные торговцы.
Чтобы добиться снижения цен, нужно всего лишь немного пригрозить бизнесменам – такова основная тактика чиновников. На рынке подсолнечного масла, подорожавшего вдвое за последние три месяца, она частично сработала. Производители и крупные торговые компании прислушались к пожеланиям правительства, похвастался первый вице-премьер Николай Азаров. Еще в середине октября компании «Кернел-Трейд», Bunge, «Креатив» уменьшили оптовые цены на масло на 23–72 коп – до 7,68–7,99 грн/л. И уже через несколько дней средняя розничная цена масла в супермаркетах опустилась до 9,4 грн/л, отрапортовал г-н Азаров в среду. Снижение коснулось таких известных торговых марок, как «Олейна», «Щедрый Дар», «Стожар» и «Диканька». Николай Азаров также озвучил следующее пожелание – снизить цены еще на 1 грн.
Однако многие украинцы не почувствовали даже этого небольшого удешевления: основная часть торговли приходится вовсе не на крупные всеукраинские сети супермаркетов. В небольших магазинчиках и на рынках подсолнечное масло по-прежнему трудно отыскать дешевле 10 грн, а цены доходят до 12–13 грн/л.
Правительству даже не пришлось громко грозить производителям масла. Бизнесмены, которые неплохо зарабатывают на взлетевших ценах, решили пойти на небольшую уступку правительству. Это позволяет им застраховаться от гораздо больших потерь, например, в случае запрета экспорта. «Производители очень взволнованы сейчас. Если чиновники резко закрыли экспорт зерна в прошлом году, мало ли чего можно от них ждать в этом», – предполагает Николай Верницкий, директор информационной компании «ПроАгро». Угроза возможных санкций повлияла и на крупные сети супермаркетов, которые легко контролируются чиновниками.
А вот мелкие торговцы продолжают продавать масло дорого, почти не отреагировав на снижение оптовых цен. Цены на рынках и в небольших магазинах снижаются не так, как в крупных сетях. «Продавцы стараются заработать как можно больше на спекуляции ситуацией с ценами», – рассказывает Ирина Кузнецова, замглавы ассоциации «Укролия». Есть случаи, когда торговцы выкупают масло в супермаркетах, чтобы затем продать его дороже на рынках.
Тактика давления неэффективна и свидетельствует о непонимании чиновниками законов экономики, утверждают эксперты. «Эти нерыночные методы дают временный эффект. Где-то через 1,5–2 месяца цены на внутреннем рынке вновь должны будут расти», – предполагает Мария Колесник, аналитик консалтинговой компании «ААА».
Ирина Порецкая
Инф. "24">24
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/80828.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua