Подарок районному олигарху

31 окт, 15:17

Вам неприятен рост цен на продукты? Но есть и те, кому он в радость. На аграрный бизнес обрушился настоящий золотой дождь. Только подорожание пшеницы, подсолнечника и молока принесет компаниям за год $4 млрд. дополнительного дохода.

«Село гибнет», – раньше такие слова можно было часто услышать от упитанных и розовощеких бизнесменов и чиновников, связанных с аграрной сферой. Глядя на них, было трудно верить официальной статистике, которая говорила о тотальной убыточности аграрных компаний. Теперь говорить об убытках станет совсем неловко. Пшеница стоит минимум в полтора раза дороже, чем год назад. Это при том, что ее урожай даже немного превышает прошлогодний (см. таблицу). Подсолнечника в этом году будет собрано на 20% меньше. Но его цена подскочила в два с иной раза. В результате доходы аграрных компаний увеличатся на миллиарды долларов. К примеру, подорожание пшеницы принесет не менее $1,2 млрд. за год дополнительно, а подсолнечника – еще $1 млрд. Молоко теперь стоит дорого и это удвоит доходы компаний: фермы и молокозаводы получат на $2,3 млрд. больше. Кто же будет распоряжаться этими деньгами?

Доля посредников
Цепочка продаж сельскохозяйственной продукции является длинной и запутанной. Основная часть земли в Украине принадлежит крестьянам и находится в аренде у бывших колхозов – сейчас они превращены в общества с ограниченной ответственностью или частные предприятия. Но далеко не всегда эти компании занимаются самостоятельным бизнесом. Часто они работают по заказу компаний-посредников или просто отдают им землю в аренду. «Это такая структура, которая или помогает селянам, или занимается собственно выращиванием зерна и его продажей », – рассказывает Александр Малюк начальник отдела зерна компании «Киевмлын» (основной производитель муки для Киева).

Именно такие компании и получают львиную долю прибыли, говорят участники рынка. Среди них есть крупные аграрные компании национального масштаба, например, производитель подсолнечного масла «Кернел» и зернотрейдер «Нибулон». Но большая их часть – небольшие региональные компании.

Торговля своего не упустит
Наибольшую прибыль получат компании, которые связаны с выращиванием зерна, подсолнечника или других культур. У производителей молока, яиц и мяса быстро растут не только доходы, но и расходы – они вынуждены тратить больше денег на корма, которые делаются из зерна.

Но часть прибыли остается у перерабатывающих заводов, а также торговцев – как оптовых, так и розничных. Национальные розничные сети становятся все крупнее и диктуют свои условия производителям. Кроме торговых наценок, они «выбивают» из поставщика продуктов дополнительные бонусы. «В результате на единице подсолнечного масла магазин зарабатывает 25–30%», – пожаловался «24» сотрудник одной из компаний.

Ждите аграрных миллиардеров
Обычно подорожание продуктов является следствием неурожая. Но в этом году ситуация другая. Цены растут во всем мире – в связи с увеличением спроса на продовольствие. Поэтому фактически подорожание стало подарком для украинских аграрных бизнесменов, имена которых пока неизвестны широкой публике. Оно увеличит их финансовую мощь. И подстегнет процесс концентрации компаний, когда более крупные из них будут бороться за контроль над землей и постепенно вытеснять мелких. «Будущее за холдингами, конечно. В результате такой концентрации региональные компании станут намного влиятельными. Их позиции в каждом регионе будут укрепляться», – полагает директор аналитического агентства «ПроАгро» Николая Верницкий. Продукты будут оставаться дорогими, уверены эксперты. «Таковы мировые тенденции: растет население планеты, которое надо кормить», – говорит Владимир Клименко. И в будущем они будут конкурировать за политическое влияние с крупными промышленными группами.

Подстегнуть этот процесс может отмена моратория на продажу сельскохозяйственной земли. Из-за отсталых аграрных технологий урожаи в Украине невысоки, по сравнению с развитыми странами. А свою собственную компании будут использовать эффективнее. «Земля должна иметь эффективного собственника. А сегодня у нее есть владелец, который кое-как ею распоряжается – неэффективно», – рассказывает Алексей Вадатурский, гендиректор компании «Нибулон».

Ирина Порецкая, Константин Кравчук

Инф. "24">24


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/81523.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua