О развитии инвестиционного страхования жизни unіt-lіnked в Украине

06 ноя, 11:57

Украинский рынок страхования жизни развивается весьма стремительно, а с принятием новой редакции Закона Украины «О страховании» его перспективы роста и развития значительно расширятся. По мнению многих как отечественных, так и зарубежных экспертов, из всех стран Восточной Европы рынок «лайф» Украины является одним из самых привлекательных и многообещающих для зарубежных инвесторов. Введение инвестиционного страхования в системе добровольного страхования жизни, так называемых «unit-linked»-договоров, лишь усилит эту тенденцию. В Украине по прогнозам специалистов объемы продаж продуктов инвестиционного страхования будут стремительно расти, и достаточно быстро смогут составить до 30-40%, а впоследствии и до 60% общего объема продаж рынка «лайф».

Такой прогноз обусловлен не только анализом ситуации в Украине, но опытом ряда других стран, в том числе ближнего зарубежья. Напомню, что данный вид финансовых услуг очень популярен среди населения США и стран Центральной и Западной Европы. Он активно развивается на рынках в Швейцарии, Австрии, Германии, Франции, а также и на молодых рынках - в Венгрии, Чехии, Польше. В некоторых государствах, например в Швеции на его долю приходится около 80% премий по страхованию жизни, в США - около 60%. В странах ближайшего зарубежья также идет стремительное развитие этого вида финансовых услуг. К примеру, в Литве по данным 1 квартала текущего 2007 года, страхование по договорам unit-linked составило 70,3% общего объема продаж — годом ранее этот показатель составлял 51,4 процентов (прирост более 70%), в Эстонии аналогичный показатель удельного веса достиг 60%, а прирост составил около 40%.

Уже сегодня некоторые страховщики создают свои компании по управлению активами и привлекают специалистов соответствующего профиля. Другие, и таких большинство, планируют работать с уже существующими КУА. Тем более что на сегодняшний день деятельность компаний по управлению активами и институтов совместного инвестирования, которыми они управляют, осуществляется довольно успешно. Несмотря на относительную незрелость некоторых сегментов финансового рынка Украины, отмечается, тем не менее, достаточно высокая степень «выживаемости» инвестиционного сектора – это в условиях далеко не самой стабильной политической ситуации. За истекший период текущего года, например, не отмечено существенного влияния так называемого «политического кризиса» на рост стоимости чистых активов КУА, что, по мнению экспертов, является необычным в сравнении с опытом наиболее развитых стран. Это свидетельствует об определенной «зрелости» и «закаленности» инвесторов, работающих на рынке Украины, а также дает основания предполагать, что при стабилизации политической ситуации в Украине, ситуация в финансовом секторе экономики, и тем более сфере инвестирования, улучшится вдвойне.

Однако существует и ряд опасений. Со стороны самих страховщиков – в связи с отсутствием соответствующего опыта и недостаточно развитыми для страховых компаний условиями рынка инвестиций, в том числе законодательных и нормативно-правовых. А также как ни странно, со стороны компаний по управлению активами, ряд из которых усмотрел в лайфовиках своих потенциальных конкурентов.

Для компаний лайф союз с КУА дает новые возможности работы с клиентами, особенно это касается рынка физ. лиц. По договорам классического накопительного, в том числе пенсионного страхования компания лайф в состоянии «заработать» для клиента от 8% до 15% годового дохода, лишь 4% из которых являются гарантированными законодательно. При этом доходность Инвестфондов составляет от 25 до 70 процентов годовых.

Для примера приведу данные инвестиционного фонда «Интерфон» - одного из четырех фондов Паевого закрытого недиверсифицированного венчурного инвестиционного фонда (ПЗНВИФ) «Капитал-фонда», управляемого КУА «Менеджмент сервис». Фонд относится к категории публичных фондов, большая часть участников которого физ. лица. Диверсификация рисков дает достаточно высокую степень надежности инвестиций - состав портфеля: 41% - акции украинских эмитентов, 27% денежные средства на депозитах, 19% инвестиции в корпоративные облигации и 13% инвестиции в государственные ценные бумаги. Годовая ставка доходности сертификатов фонда составила 51,34% по состоянию на середину июня 2007 года. Высокая доходность была получена, за счет инвестиций в акции украинских эмитентов.

На сегодняшний день, компания лайф при размещении резервов, сформированных по классическим договорам страхования жизни, ограничена не только регулятором, т.е. очень жесткими количественными и «качественными» требованиями к активам, но и необходимостью практически полностью снизить риск. Ведь в случае отрицательного результата не удастся дать клиенту даже гарантированных 4-х процентов. Поэтому, несмотря на имеющую место сверхдоходность такого актива как акции украинских эмитентов, размещать в них сформированные по классическим договорам резервы страхования жизни, не всегда оправдано. Не случайно в структуре активов для покрытия страховых резервов произошел ряд изменений. В частности, по материалам, опубликованным в последнем номере журнала «Финансы и кредит», за прошлый год удельный вес такой категории как «банковский вклад» вырос почти вдвое (с 25,1% до 46,0%), а такой категории как «акции» - снизился почти в три с половиной раза (с 46,6% до 13,7%).

Таким образом, на сегодняшний день складывается ситуация, когда лайфовики во-первых заинтересованы в ведении нового для Украины вида финансовой услуги – инвестиционного страхования, при котором они смогут выйти на дополнительные сегменты рынка и привлечь клиентов гораздо быстрее. Во-вторых, лайфовикам прежде чем создавать собственные «безопаснее» и выгоднее работать с уже существующими институтами совместного инвестирования, имеющими опыт и, главное, свой значительный портфель.

Хотелось бы отметить (правда, с точки зрения страховщика), что и для КУА введение инвестиционного страхования – это дополнительные возможности роста и развития. Перспектива не только в получении от страховщиков в управление дополнительного объема, но и в массовой «рекламе» через агентские и другие сети продаж страховщиков, развитые у последних намного шире. Существует довольно большой сегмент рынка физ. лиц, готовый к инвестициям финансово, но не информационно, не психологически. А здесь у страховщиков уже имеется неплохой опыт работы с клиентом. В классическом страховании жизни присутствуют риски, о реализации которых мало кто думает – автомобильные аварии мы наблюдаем часто и готовы к ним, но со смертью сталкиваемся лишь в отношении близких нам людей, и это, как правило, неожиданно. При этом убедить приобрести полис с такими рисками и доходностью гарантированной 4%, а «обещаемой» еще плюс 7-9% годовых, гораздо труднее, чем реализовать договор с перспективой получения клиентом «сверхприбыли», в сравнении с обычным банковским депозитом в два-три раза большей. Не говоря уже о возможностях создания новых самых разнообразных страховых продуктов, включающих несколько различных финансовых услуг при одной «надбавке».

В качестве иллюстрации к «изобретательности» лайфовиков хочу сказать несколько слов об одном из направлений развития сети продаж, реализуемом в нашей компании и тесно связанным с управлением активами, т.е. размещением страховых резервов. Изменения к правилам размещения резервов по договорам страхования жизни, утвержденные в конце третьего квартала прошлого года, дали возможность инвестировать средства в объекты недвижимости в размере до 30% общего объема резерва. Поскольку данный вид активов является весьма надежным, доходным и достаточно ликвидным, принцип «целевого инвестирования», давно уже используемый страховщиками лайф при работе с корпоративными клиентами, мы попытались применить к рынку физ. лиц. Идея в том, что агенты компании, будь-то структур типа MLM, столь популярных сегодня в лайфе, индивидуальные брокеры или сотрудники отдела продаж, привлекают клиентов и сами приобретают договора страхования, имея дополнительный стимул – при формировании резерва соответствующего объема привлечения, он размещается в объект недвижимости, интересующий такого агента (брокера). В этом случае данный объект можно использовать соответственно его назначению до момента приобретения таким агентом (аналог приобретения в рассрочку, а не в кредит). Подобный подход является новым, непривычным, необычным, поэтому часто бывает неверно истолкован при поверхностном знакомстве с ним и вызывает недоверие у многих клиентов. По этой причине не рекламируется и не «ставится на поток». Несмотря на это, благодаря росту профессионализма и квалификации наших продавцов, есть немалые достижения в продвижении данного направления. Так, только в течение первых трех месяцев работы платежи этой группы договоров составили около 150 тис. грн. Для запуска нового страхового продукта, я подчеркиваю, «свободного рынка» физ. лиц это очень неплохо. На сегодняшний день возможности финансовых супермаркетов реально используются лишь отчасти, в особенности в отношении рынка физ. лиц. Реализация заложенного здесь потенциала имеет весьма значительные перспективы.

Таким образом, несмотря на целый ряд проблем, связанных общим состоянием политико-экономических процессов в стране, и состоянием финансового рынка Украины в частности, на наш взгляд, есть все основания для оптимистического прогноза при оценке возможностей развития инвестиционного страхования жизни в Украине.

Оксана Голеншина, Председатель Правления СК «УСГ-Жизнь»

Инф. "forinsurer">forinsurer


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/82259.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua