07 ноя, 11:11
В качестве инфляционного противоядия Нацбанк предлагает депозитные сертификаты, а Кабмин «старые добрые» административные меры.
Анализ очередного пакета правительственных инициатив показала, что он чрезвычайно похож на аналогичные постановления, принятый в августе-сентябре этого года, по итогам первого прыжка цен. Кабмин предлагает дать местным органам власти полномочия контролировать ситуацию на продовольственных рынках, включить в список продуктов, цены на которые определяются государством, семена подсолнечника, а аткже законодательно способствовать заключениям прямых договоров между агрокомпаниями без привлечения посредников. То есть, предлагаемые правительством шаги фактически продолжали политику усиления административного контроля над производителями. Например, теперь губернаторы должны еще контролировать, чтобы мука, поступившая хлебопекарням из Госрезерва, шла лишь на выпечку социальных сортов хлеба. Кроме того, в пакет антиинфляционных мер были включены и откровенно лоббистские статьи, такие как усиление бюджетной поддержки лишь животноводства, поддержка окончанию реконструкции Одесского припортового завода.
Недовольство Президента правительственным протоколом вызвано исключительно административная направленность антиинфляционных мер – после непродолжительной критики Президент согласился на принятие такого документа при условии включения туда дополнительных пунктов. В первую очередь, Виктор Ющенко дал распоряжение Кабмину пересмотреть макропрогнозы в проекте госбюджета на 2008 год, а особенно – прогноз инфляции и размер минимального прожиточного минимума. Также было высказано пожелание к Антимонопольному комитету «не быть статистами». И наконец – Нацбанку необходимо разработать меры по преодолению монетарных факторов инфляции.
Таким образом «инфляционный компромисс» Президента и премьер-министра выглядит следующим образом – правительство пересматривает в проекте госбюджета-2008 прогноз инфляции, одновременно повышая размер минимального прожиточного минимума (а следом за ним – и все остальные ключевые социальные выплаты); взамен правительство сохраняет за собой механизмы административного регулирования ценообразования, «скинув» ответственность за их исполнение на глав облгосадминистраций.
Вместе с тем, единственным реальным механизмом борьбы с ростом цен, вероятнее всего, станут те меры, которые предложит Нацбанк. По словам главы наблюдательного совета банка Петра Порошенко, антиинфляционной панацеей может стать выпуск Кабмином депозитных сертификатов. «Спрос на них в несколько раз превышает предложение и поэтому такой шаг сможет изъять избыточную денежную массу», -- объяснил Порошенко.
К слову, по оценке главы Нацбанка Владимира Стельмаха, в 8,6% инфляции текущего года 1,5% обеспечили именно монетарные факторы. Это первое признание пускай частичного монетарного фактора инфляции этого года – ранее в Минэкономики утверждали, что увеличение доходов граждан было компенсировано ростом депозитов – то есть «лишние» деньги теперь не проедаются, а уходят на банковские счета украинских граждан.
Вместе с тем, за исключением объективных процессов – неурожая и связанным с этим подорожанием продуктов питания, монетарный фактор имеет значительное, пускай и косвенное, влияние на рост цен. Вспомним, в первой половине 2007 года рост цен был крайне незначителен и полностью вкладывался в правительственный прогноз. Перелом наступил лишь в июле, когда накануне выборов правительство отказалось от принципа «вкладываем деньги в инвестиции, а не в социалку». Начиная с июне денежная масса в стране увеличивалась темпами не менее 5%, а по итогам сентября – превысила 30% - всего годового плана увеличения объема гривны в стране.
До сих пор единственным политиком, заявлявшим про монетарные факторы инфляции был Виктор Пинзенык – правда и он объяснил их не ростом соцвыплат, а внешними займами Кабмина, для перевода которых в гривни Нацбанку приходилось выкидывать все новые объемы денежной массы.
При этом предлагаемые Президентом меры могут лишь усилить рост цен – пересмотр прогноза в бюджете-2008 прогноза инфляции повлечет автоматический пересмотр социальных выплат – темпы их роста не должны уступать темпам инфляции. Однако говорить об этом оказалось не с руки обоим Викторам – позволить такое мог лишь Николай Азаров в конце прошлого года, когда политическая ситуация казалась безоблачной, а возможность досрочных выборов воспринималась как утопия.
Таким образом, предвыборное значение двух следующих лет не позволяет ожидать снижение роста цен до однозначного показателя (не говоря уже о том, что административные меры могут серьезно ударить по бизнесу). Единственная надежда – дважды подряд засуха маловероятна и инфляция 2008 года будет иметь меньше природных причин.
Олекса Богуш
Инф. "glavred">glavred
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/82473.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua