Пищевая надбавка

27 дек, 11:06

Укладывая в корзину супермаркета хлеб, колбасу или водку, мы не задумываемся о том, из чего складывается их стоимость. «24» выяснила реальную цену продуктов, а также сколько стоят услуги магазинов и посредников

Предновогодние скидки на продукты не распространяются. Попав на полки магазинов, молоко, хлеб и водка автоматически становятся дороже на 12–25%. Наценка на колбасы превышает все мыслимые пределы – 40–46%.

ЦЕНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Производство 1 кг пшеничного хлеба обходится пекарням в 2,46 грн. Это себестоимость. В нее включены 1,13–1,23 грн, которые пекари тратят на муку, дрожжи и соль, 0,74 грн – на зарплаты, около 0,2 грн – на энергоресурсы, и еще на все про все – около 0,4 грн. Директор «Кременчугского хлебокомбината» Галина Олейник уверяет, что наценка производителя на килограмм хлеба составляет не более 5%, или 0,12 грн.

Литр самого дешевого молока в пленочной упаковке заводом продается по 3,5 грн – это данные «Союза молочных предприятий Украины». В структуре затрат на его производство 1,83 грн приходится на сырье, 0,19 грн – на транспорт, 0,08 грн – на упаковку. Наценка производителя составляет в среднем 0,7 грн, рассказал «24» экс-сотрудник «Святошинского молокозавода».

Производители колбас уверяют, что в структуре себестоимости их продукции доля сырья куда больше, чем у других производителей. По данным Глобинского мясокомбината, это – 80%. Остальные 20% на комбинате называют накладными растратами – зарплата, обслуживание оборудования, транспорт и т. д. В итоге получается, что производство вареной колбасы обходится заводам в 12 грн/кг. Наценка производителя составляет, в среднем, 3 грн. Как итог, с комбината колбаса уходит по средней цене 15 грн/кг.

В отпускную цену предприятия входят и налоги. Хлебопеки, молочники и мясники обязаны заплатить 20% налога на добавленную стоимость и налог с прибыли. Но не всегда это делают, в чем и сознаются, оправдывая себя снижением цен на продукцию. «Вы же понимаете, явную прибыль мы не указываем. При этом отпускная цена на всю продукцию ниже, чем если б мы указывали», – говорит представитель одного из мясокомбинатов.

Тяжелее всех приходится производителям водки. Кроме НДС и налога на прибыль, с каждой пол-литровой бутылки им приходится платить 3,8 грн акцизного сбора. При этом себестоимость производства этой же бутылки составляет всего лишь около 3 грн. По данным Союза оптовиков и производителей алкоголя и табака (СОВАТ), минимальная наценка производителя составляет 12%. Таким образом, отпускная цена пол-литровой бутылки составляет 8 грн.

ДЕСЯТИНА ПОСРЕДНИКА
В магазинах же мы видим совсем другие цены. Одна из основных причин – посредники. Товар может попасть на полки магазинов и без них, но чаще всего – с их помощью. Наценку дистрибьюторов трудно уследить, ведь в цепочке поставки продукта от производителя и до магазина их может быть несколько. «В среднем дистрибьюторы (Сколько б их не было. – «24».) накручивают до 10% на поставках продуктов», – рассказывает директор по закупкам киевского гипермаркета «О’кей» Андрей Некрасов. Чтобы снизить закупочные цены, сети начали налаживать контакты напрямую с производителями, а производители активно развивают свои дистрибуционные сети.

НАЦЕНКА ТОРГОВЛИ
Попав на полки магазинов, молоко, хлеб и водка автоматически становятся дороже на 12–25%. И только наценка на колбасы превышает все мыслимые пределы – 40–46%.

Но этим доходы магазинов не ограничиваются. Поставщики продуктов предоставляют сетям скидки и берут на себя обязательные расходы на проведение маркетинговых акций и рекламы. Чаще всего они стоят гораздо дешевле, чем записано в договорах, и служат прикрытием дополнительных отчислений поставщиков продавцам. «Если у сети наблюдается «недополучение», сразу обращаются к этому бюджету», – в один голос говорят менеджеры мясокомбинатов и молокозаводов.

Все это не мешает всем ритейлерам требовать от поставщиков плату за вход в магазин. «Допустим, какая-то сеть представлена 20 магазинами. Чтобы наш продукт попал на полку, мы должны заплатить за одну позицию товара, в одном магазине, в среднем 500 гривен», – рассказывает представитель Глобинского мясокомбината.

Не легче попасть на полки и так называемым социальным продуктам – хлебу и молоку. «Мы хотели зайти в «АТБ-маркет». У нас потребовали заплатить единоразовый взнос за вход в сеть в размере 1,5 тысячи гривен – только за одну позицию!» – рассказывает Галина Олейник из Кременчугского хлебокомбината. Ее слова подтверждает и директор «Концерна Хлебпром» Вадим Вишневский: «На самом деле конкуренция очень большая. И конечно, магазины требуют входную сумму».

Обойти «плату за вход» можно одним путем: предложить сетям кардинально новый продукт, и по низкой цене. «Мы прекрасно понимаем, что покупатели хотят разнообразить свою потребительскую корзину, поэтому торговые сети идут навстречу клиентам и постоянно расширяют свой ассортимент за счет различных новинок», – рассказывает вице-президент по коммерции холдинга Fozzy Group Валерий Левенстам. По его словам, новому продукту назначается определенный испытательный срок, который товар должен пройти для получения «постоянной прописки» на полках магазина.

Ирина Порецкая

Инф. "24">24


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/88934.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua