О чем молчат импортеры нефти?

27 фев, 15:34

Мировой ньюсмейкер во всем, что касается бензина, последние две недели, несомненно, Туркмения. 16 лет подряд цены на топливо для автомобилей не менялись ни на йоту. Бензин был дешевле воды. И вдруг – скачок. Сразу в восемь раз поднялись розничные цены. Правда, на переходный период власти придумали послабление: частным автомобилистам выделили бесплатный лимит от 120 до 200 литров в месяц в зависимости от вида транспортного средства. Но людям это все равно не понравилось. Например, в городе Мары возмущенные в знак протеста подожгли автозаправочную станцию.

Рекорд Туркмении никто, к счастью, не побил. Но цены серьезно повысились везде в Средней Азии, исключая лишь Киргизию. Здесь рост очень незначителен, что, безусловно, всех аналитиков поначалу удивляет. Все же на мировых рынках нефть постоянно растет в цене, а в Киргизии, как известно, нет собственных разрабатываемых нефтяных месторождений и все сто процентов бензина и дизтоплива импортируются. Но причина стабильности проста – чтобы избежать недовольства населения, власти снижают налоги и пошлины для поставщиков топлива. По крайней мере до окончания весенней посевной обещают, что ситуация будет устойчивой.

В других же азиатских странах PS цены растут. В Узбекистане – в среднем на 20 % за последний год, в Таджикистане – на 30 % (это еще учитывая, что после традиционного скачка в ноябре–декабре цены чуть упали, иначе процент был бы выше).

Как и в большинстве стран, в Таджикистане повышение цен на топливо связано с ростом нефтяных цен, но на последнем повышении стоимости нефтепродуктов в республике отразился еще один факт. Стоимость акцизного налога на ввоз топлива предприниматели теперь должны оплачивать в евро. А курс евро по отношению к национальной валюте за последнее время заметно вырос и составляет сегодня 5,2 сомони (1,5 доллара) за одно евро.

В Казахстане, где сначала относили рост топливных цен на счет остановки Павлодарского нефтеперерабатывающего завода и сокращений объемов переработки сырой нефти на Чимкентском заводе, потом выяснилась другая причина. А именно: сговор поставщиков.

На Кавказе цены на бензин выросли, но не спонтанно, а вполне в рамках ожиданий, связанных с ценами на нефть. Практически без изменений осталась лишь стоимость топлива в Армении, и местные эксперты объясняют это устойчивостью поставок горючего из Ирана.

В Грузии рост неравномерен, что объясняется двумя источниками бензинового импорта. Топливо в Грузию ввозится в основном из Азербайджана и Европы. Из Азербайджана – по более низкой цене и с меньшими транспортными расходами, но европейский бензин выше качеством.

В странах Балтии повышение чувствительно. В Эстонии рост связан, помимо общих причин, с повышением акциза. А в целом на все три страны влияет удорожание нефти. Схема простая: например, в Латвии, где цена бензина прямо связана с ценой нефти на Роттердамской бирже, розничные торговцы применяют маленькие хитрости. При повышении цен в Роттердаме они, как правило, сразу и довольно резко (один – два – три сантима) повышают цену, а при понижении – во-первых, выдерживают паузу (мол, нам надо распродать старые запасы, которые мы покупали по дорогой цене), а во-вторых – понижение крайне редко идет в таких же абсолютных цифрах, как и повышение.

Не стоит и говорить о том, что цены мечутся в Молдавии (на 100 проц. зависимы от импорта топлива) и Белоруссии. Но вот интересно: и в России цены на бензин стремительно растут. За последний год – в целом по стране примерно на 8,5 проц. Это, заметьте, в нефтяном государстве.

Инф. "dn">dn


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/96185.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua