С сегодняшнего дня Франция становится страной—председателем Евросоюза, что дает ей особые возможности для определения стратегических направлений развития ЕС.
О том, сможет ли период французского председательства стать переломным во взаимоотношениях Киева и Брюсселя, рассказал посол Франции в Украине Жан-Поль Везиан.
— Чего следует ожидать Украине во взаимоотношениях с Евросоюзом в период французского председательства?
— У Украины много ожиданий, много надежд, что вполне нормально. Как говорится, нужно много просить, чтобы получить хоть что-то. Франция хотела бы, чтобы во время ее председательства был достигнут ряд амбициозных целей. Страна, которая осуществляет председательство в Евросоюзе, может дать импульс тем или иным темам. И Франция намерена придать такой импульс взаимоотношениям Украины и ЕС. Но отношения строятся на взаимности. Поэтому естественно, что существуют также ожидания со стороны ЕС в отношении Украины. Прежде всего я говорю об ожиданиях политической стабильности в Украине.
— Сейчас ведутся переговоры по политической части нового углубленного соглашения Украина—ЕС. Можете очертить основные переговорные моменты этого документа?
— Украина надеется, что для нее будут открыты перспективы членства в ЕС. Надеется, что будут очерчены рамки, по которым в дальнейшем пойдет процесс ее приближения к ЕС. Кроме того, Украина хочет, чтобы ее привлекли к целому ряду механизмов принятия решений, которые существуют в ЕС. И наконец, есть желание продвинуться к введению безвизового режима. По всем этим направлениям идет переговорный процесс.
— Можно ли прогнозировать подписание политической части углубленного соглашения в ходе ближайшего саммита Украина—ЕС?
— Прежде всего я хочу напомнить, что существует и другая часть договора, экономическая. Поэтому подписание политической части соглашения Украина—ЕС с правовой точки зрения кажется очень проблематичным. На саммите Украина—ЕС, который состоится 9 сентября во французском Эвиане, стороны, возможно, поприветствуют совместным заявлением достижения в переговорном процессе. Но это не будет означать подписание всего соглашения.
— Что мешает подписать только политическую часть договора?
— Еврокомиссии, которая ведет переговоры о новом соглашении, был выдан четкий мандат, в преамбуле которого очерчен ход переговоров. Договор представляет собой целостный документ. Сейчас, в середине переговорного процесса, невозможно изменить подходы и разделить его на части.
— В чем заключаются ожидания политической стабильности, о которых вы упомянули?
— Мы бы хотели предвидеть развитие политической жизни в Украине. Сегодня этого нет. Сегодня одни говорят о существовании коалиции, другие ставят этот тезис под сомнение. Говорят о возможности вотума недоверия правительству, который может быть поставлен на голосование в парламенте. А если правительство уйдет в отставку, возникнут новые вопросы: каким будет новое правительство, какой будет новая коалиция? Украина поможет сама себе, если парламент сможет работать, правительство — гармонично взаимодействовать с президентским секретариатом и так далее.
— Каких именно решений вы ожидаете?
— Украина взяла обязательство провести ряд реформ, например, судебную. О ней говорят давно, но результаты пока не видны. Еще один пример: Европейский банк реконструкции и развития не может завершить процедуру предоставления Украине займов в несколько десятков миллионов евро для инвестиций в инфраструктуру Днепропетровска. Причина — в Украине нет необходимого законодательства об организации тендерных процедур в системе госзакупок. И таких примеров я мог бы привести множество.
— Что должна сделать Украина, чтобы в Брюсселе признали, что политическая ситуация стабилизировалась?
— Здесь нет каких-то формализованных критериев. Думаю, всем станет ясно, когда начнется согласованная работа разных ветвей власти. Не знаю, видите ли вы сегодня такую гармонизированную работу, нам ее разглядеть непросто.
— На какой стадии находятся переговоры по экономической части углубленного соглашения Украина—ЕС?
— Реальная предметная работа в этом направлении началась только после вступления Украины в ВТО. Недавно состоялась встреча министра экономики Украины Богдана Данилишина с еврокомиссаром по вопросам торговли Питером Мендельсоном. Полагаю, на их встрече уже поднимался вопрос создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. В Киеве с 7 по 11 июля пройдет очередной раунд переговоров. Но подчеркну важный момент: переговоры ведет Еврокомиссия, и только она может комментировать их ход.
— Каковы оптимистические оценки сроков завершения этих переговоров?
— Сейчас сроки прогнозировать невозможно — ни оптимистические, ни пессимистические. Чтобы обосновать это, напомню вам один момент: осенью 2005 года президент Виктор Ющенко и украинское правительство обещали, что Украина станет членом ВТО до конца 2005 года. В действительности же процесс вступления Украины в ВТО завершился только в 2008 году.
Сегодня в Украине звучат заявления о том, что соглашение о создании зоны свободной торговли будет подписано к концу 2009 года. Мне неизвестно, на чем основываются такие предположения. Речь идет о переустройстве всей тарифной системы, а это очень сложная и тонкая работа, она касается интересов самых разных предприятий в Украине.
— То есть новое углубленное соглашение Украина—ЕС можно будет подписать только после того, как все эти моменты будут согласованы?
— Подписание, ратификация и вступление в действие соглашения будут возможны только после того, как завершатся переговоры по всем вопросам — и политической, и экономической частей. Но, как это часто бывает в переговорном процессе, стороны могут достичь согласия по каким-то вопросам и заявить, что до конца переговорного процесса эти вопросы пересматриваться не будут.
— 16 июня Украину посетила делегация НАТО во главе с Яапом де Хоопом Схеффером. Увеличились ли после этого шансы Украины на присоединение к ПДЧ в НАТО?
— На Бухарестском саммите было принято решение, что первая оценка проведенной работы состоится в декабре. Именно тогда будет сделан комплексный анализ, и мы сможем прийти к определенным выводам. Так что у нас еще есть несколько месяцев. Сейчас продолжается мониторинг определенных моментов — в частности, перевода армии на контрактную основу. Я вспоминаю заявления министра обороны Юрия Еханурова о том, что бюджетных ассигнований на эти цели в текущем году совершенно недостаточно. И мне неизвестно о внесении изменений в госбюджет для увеличения этих дотаций. Кроме того, мы снова возвращаемся к вопросу о политической стабильности. Эта тема в данном контексте выходит на первый план.
— Как вы считаете, Украина может надеяться на приглашение присоединиться к ПДЧ в декабре?
— Могу сказать одно: позиция Франции известна еще с момента Бухарестского саммита (Франция не поддержала предоставление Украине ПДЧ.—Ъ). Подождем декабря и увидим, произошли ли изменения.
— В Европейском союзе сейчас возникли внутренние проблемы, связанные с провалом ратификации Лиссабонского соглашения в Ирландии. Повлияет ли это на перспективы расширения ЕС?
— Две страны, Франция и Германия, уже выразили мнение о том, что в дальнейшем процесса расширения ЕС не может быть без ратификации Лиссабонского соглашения. В то же время другие страны высказали свое несогласие. Сегодня мы ожидаем нового заседания Европейского совета, который состоится осенью, и надеемся, что к этому времени пройдет обсуждение данного вопроса и найдется какой-то общий выход из положения.
— Франция входит в число ведущих инвесторов в экономику Украины. Как вами оценивается инвестиционный климат в нашей стране?
— В последние несколько дней у меня состоялось много встреч с представителями французского бизнеса, и я могу сказать, что в сфере прямого инвестирования препятствия не такие уж и значительные. У нас создалось ощущение, что проблема рейдерства стала менее острой. Нами были отмечены конкретные примеры защиты прав интеллектуальной собственности и патентов. Французских предпринимателей беспокоят показатели инфляции и цены на недвижимость в Украине. Но, как известно, высокая инфляция сегодня является общемировой тенденцией. Поэтому мы надеемся, что в Украине будет некая стабилизация.
— Есть ли какие-то особенности, связанные с инвестициями в агропромышленный комплекс Украины?
— Наших предпринимателей интересует ситуация с землей. Сейчас инвесторы арендуют землю, но остается вопрос, не изменится ли этот механизм аренды? Какова судьба моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения? Как известно, инвестиции в сельскохозяйственном секторе имеют долгосрочный характер, зачастую инвестиционный цикл достигает 18-26 лет. Инвестор должен быть уверен, что завтра у него не отберут землю, в которую он вложил значительные средства.
e-finance.com.ua