Актуальность проблемы денег и власти обусловлена тем, что сегодня происходит процесс глобализации, активизирующий трансформацию экономической цивилизации в финансовую.
В Новое время в результате экономических (буржуазных) революций, начавшихся с Нидерландов, возникла экономическая цивилизация, основными чертами которой являются триумф капитала, денег, стоимости, экономики. Эта создало особый период в истории общественного развития человечества, его новое бытие, которое теперь перетекает в социоэкономическую реальность, которую можно назвать финансовой цивилизацией.
Ее утверждение обуславливает кардинальные перемены в мировоззренческих ориентациях, в общественной психологии, в содержании материальной жизни общества.
Философия тяготеет к целостному восприятию мира, в центре которого всегда находится человек. Сегодня он — в центре мира денег, не утопического, а реального, созданного всем ходом развития хозяйственной деятельности. Это мир рациональных надежд и экзистенциальных разочарований, а вместе с тем уверенности, что деньги — та «пятая стихия», в которой пребывает человек. Но как всякий мир он требует содержательного философского анализа и объяснения.
Деньги — это не только и не столько экономическое явление, сколько феномен культуры и духовности в целом. Сегодня утверждают, что «экономизм», как результат сформированного глобального мирового общества и соответствующего ему типа человека, уничтожает саму почву духовности.
Причем бездуховность — не аномалия, не ущербность в организации и структуре экономического западного общества, она вытекает из его сути, как выражение эгоистически-потребительского отношения к миру. Человек в этих условиях превращается в безличное существо, потребителя, технократа, эффективного дельца для товарно-денежного производства.
Кажется, возникает патовая ситуация и альтернатива одна — «причесать» общество в соответствии с просветительскими чаяниями или, что не лучше, — подвести под стандарты «духовности» и «сознательности». Только можно ли создать некую «духовную» ауру, которая могла бы победить жизненные стремления и надежды человека?
Выход, скорее всего, не в «посыпании головы пеплом», а в признании глобального финансово-экономического общества с его доминантой — деньгами новой реальностью, которая порождает иную духовность. Деньги — это субъект данной духовности, ее предикат.
Каждый человек раньше или позже оказывается перед необходимостью реализации своего предназначения на Земле. И деньги здесь не имеют той разрушительной силы по отношению к личности, которую им приписывают. Все дело в человеке, который ищет главную истину бытия. В большинстве случаев она тождественна с его созиданием, деятельностью, результаты которой — самое желанное и сокровенное, поскольку является частью души человека. Деньги в этом плане как результат деятельности вбирают в себя эту сокровенность, являются составной частью полной суммы индивидуальных исканий истины жизни.
Деньги — это проявление опредмеченной сущности человека в разнообразии социально-политических векторов цивилизационного прогресса. В условиях глобального «финансизма» — это способ познания объективной необходимости в системе закономерностей развития денег как общественного явления, изучения модификаций их влияния на духовно-культурный мир человека.
Философское измерение денег осуществляет перестановку мировоззренческих акцентов — с денег как фетиша на человека, который всегда был и должен оставаться «мерой всех вещей».
Атрибутом денег является власть. Вполне прав О. Шпенглер, считая деньги «условием власти». Мотивационная сущность денег и власти едина — стремление к обладанию.
Но в отличие от денег, любящих «тишину и покой», власть является активной формой обладания. Жажда обладания деньгами родственна стремлению к власти. Власть, как и деньги, — всегда искушение.
Деньги властвуют над вещами, над тем, что способно продаваться. Но мысли, души, судьбы людей неподвластны господству денег. Отсюда появляется желание обладать властью, что обуславливает овладение человеком. Роль денег во власти состоит в том, что подчинив мир предметный, они хотят подчинить мир духовный. Власть — это социальное положение, это связи, корпоративная и партийная поддержка, это деньги, это сила. Как и деньги, власть магична.
Игорь Чернописский
Инф. dengi-info.com