Дайверы нашли на дне Балтийского моря легендарный корабль.
Ведущие морские археологи планеты обсуждают сенсационную находку. В Балтийском море в десяти морских милях от острова Эланд шведские дайверы нашли остов самого большого в мире корабля XVI века, 107-пушечного «Марса». На его борту, вероятно, находится крупный груз серебряных монет. Безуспешные поиски этого корабля, прозванного современниками «Несравненным», только в ХХ веке продолжались около сорока лет.
Флагман шведского флота «Марс» участвовал в семилетней Северной войне, начавшейся в 1563 году между Швецией, с одной стороны, и коалицией Дании, Польши и вольного города Любека - с другой. Схватка велась, среди прочего, за контроль над выгодной «русской торговлей», шедшей по морю через захваченную Иваном Грозным Нарву.
Белоснежный «Марс» погиб в бою 31 марта 1564 года, атакованный тремя кораблями противника. Во время абордажной схватки огонь попал в крюйт-камеру (помещение, предназначенное для хранения пороха), и трехпалубный гигант взлетел на воздух, унеся с собой на дно моря 800 человек - членов экипажа и четыре сотни любекских морских пехотинцев, грабивших эту «плавучую сокровищницу». Противник знал, что на борту «Марса» была не только казна всего шведского флота, но и сундуки с серебром, предназначенные для вербовки наемников в Германии. «На гибнущий корабль из воды поднялась огромная серая тень. Это была морская богиня, вышедшая из глубины, чтобы пересчитать свои жертвы», - писал очевидец трагедии.
Уничтожение «Марса» стало европейской новостью номер один того времени. В Дании и вольном городе Любеке это событие было увековечено записями в хрониках, стихами и оттисками на медных пластинах. Швеция едва оправилась от удара - ведь на строительство «Марса», завершившегося в 1563 году, было потрачено более пяти процентов тогдашнего ВВП страны. Экономический ущерб сравним с тем, который понесли бы современные США, если бы в одночасье лишились всех своих авианосцев.
«Марс» пытались искать и шведы, и датчане, и любекцы, но море так и не открыло свою добычу современникам. Поиски возобновились только в 60-е годы прошлого века с появлением эффективных технических средств. «Марс» пытались найти десятки археологов. Однако удача улыбнулась только сейчас и только Ричарду Лундгрену и его товарищам из небольшой компании Ocean Recycling, занимающейся розыском затонувших судов. «Марс» они искали почти двадцать лет.
«Мы примерно знали, какой квадрат следует прочесывать, но старинный гигант каждый раз ускользал от нас. Успех пришел ночью - подводный робот с сонаром вывел на экран экспедиционного судна кучу бревен, громоздившуюся на дне, в которой угадывались очертания корабля. Мы поняли - это «Марс», - рассказывает Лундгрен. Первые же погружения на глубину в
«Мы долго ждали, когда найдут «Марс». Нам почти неизвестно, как строили корабли в середине XVI века, флагман станет для ученых важным связующим звеном между английским парусником Mary Rose начала XVI века и шведским Vasa начала XVII столетия», - комментирует находку Андреас Ольссон, начальник отдела археологии Музея морской истории в Стокгольме.
Самым популярным туристическим объектом шведской столицы является Музей корабля «Васа», затонувшего в Стокгольмском проливе в 1628 году и поднятого в 1959 году. Но Лундгрен уверен, что найденный им корабль куда важнее как для ученых, так и для туристов. «Васа» только отправился в плавание, его не успели окончательно загрузить, а «Марс» был кораблем, оснащенным всем необходимым для жизни и боя. «Уверен, что нас ждет множество находок. Возможно, сохранились даже остатки парусов и фрагменты одежды членов экипажа. Ведь балтийская вода является превосходным консервантом, особенно на такой большой глубине, как 75 метров», - говорит Ричард Лундгрен.
Шведские власти уже объявили запрет на погружения и рыбную ловлю в районе обнаружения старинного судна. Как ожидается, работы по его изучению и подъему артефактов будут вестись на протяжении нескольких лет.
АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ
Источник: newizv.ru
Инф. newsland.com
e-finance.com.ua