Новокраматорский машиностроительный хочет продавать краны украинским портам. Конкурировать придется на общих основаниях...Новокраматорский машиностроительный завод, которому в прошлом году была обещана господдержка при модернизации портов, будет участвовать в тендерах на общих основаниях с другими производителями и поставщиками. Об этом Forbes сообщил начальник отдела маркетинговых коммуникаций НКМЗ Владимир Жулий. По его словам, Министерство инфраструктуры в прошлом году обещало предоставить НКМЗ заказы на продукцию завода – погрузочные краны для портов. Однако по состоянию на начало апреля заказов не поступило. Теперь шансов на их получение, уверен Жулий, практически не осталось.
В июле нынешнего года вступит в силу закон «О морских портах». Согласно его положениям, обновлять мощности портов будет не государство, как сейчас, а частные инвесторы, которым разрешат аренду либо концессию портовых причалов. Если в отдельных случаях инвестора у порта не найдется, обновлением портов займется Мининфраструктуры. Оборудование в этом случае будут закупать на тендерах, по процедуре, прописанной в законе о госзакупках, то есть, без преференций тем или иным производителям, пишет forbes.ua
Старые краны
По оценкам Мининфраструктуры, сейчас степень износа портового оборудования достигает 60-90%, а общая потребность отрасли в инвестициях – примерно 25 миллиардов гривен. В июле прошлого года вице-премьер Борис Колесников, отвечавший за инфраструктурные проекты государства, посетив НКМЗ, заявил о планах государства в ближайшие 10 лет инвестировать 20 млрд евро в закупку техники для украинских портов.
В начале августа рабочая группа министерства с участием представителей портов и стивидоров посетила НКМЗ. «На совещании установили, что Новокраматорский машзавод может производить необходимое оборудование, и к такому оборудованию не было претензий со стороны портов, которые его эксплуатируют, – поясняет старший аналитик инвесткомпании «Арт Капитал» Алексей Андрейченко. – К примеру, НКМЗ мог бы разработать проект крана грузоподъемностью 150 тонн и выпускать такое оборудование в Украине». Сейчас завод выпускает портовые краны «Сокол-Украина» с грузоподъемностью 16/20/36 тонн и кран «Стерх» грузоподъемностью 28/40/60 тонн.
«В 2013-м рабочая группа министерства не смогла продолжить деятельность, – рассказывает начальник бюро подъемно-транспортного оборудования НКМЗ Юрий Соловей. – Основным вопросом в Мининфраструктуры стала подготовка передачи портов в концессию, а не их модернизация».
Сейчас у работающих в портах фирм высокой популярностью пользуется подержанное оборудование иностранного производства. По данным издания «Порты Украины», в морских торговых портах Украины работают почти 600 кранов, средний возраст которых 29 лет. 60% из них немецкого производства, 25% были выпущены в Венгрии, чуть более 10% – в Финляндии и России, и лишь 1% – на украинских заводах «Азовмаш» и НКМЗ.
«Парк портальных кранов обновляют за счет ремонта старого оборудования или же покупают бывшие в употреблении краны в Европе и России – главным критерием для покупки служит цена», – подчеркивает начальник аналитического департамента Kreston GCG Дарья Головнина. Стоимость своих кранов на НКМЗ сообщить отказались, сославшись на коммерческую тайну. Однако и Юрий Соловей, и Дарья Головнина отмечают, что украинские краны дешевле новых зарубежных аналогов.
Все в порт
Для НКМЗ госзаказ на выпуск оборудования для портов был бы очень кстати. В 2012 году объемы выпуска продукции, по словам президента НКМЗ Георгия Скударя, снизились на 19,9% г/г, чистая прибыль упала в 2,2 раза. У НКМЗ три основных направления: производство оборудования для метзаводов, горнодобывающей промышленности и портов. По двум из них перспективы получения новых заказов весьма туманны. В середине 2013 года НКМЗ завершит работу над крупным заказом российского Ашинского метзавода (строительство листопрокатного стана стоимостью $350 млн).
Однако новые заказы от металлургов и горняков под вопросом. Алексей Андрейченко отмечает, что спрос на оборудование для металлургии и добывающей промышленности упал из-за невысоких доходов последних лет. Кроме того, с середины 2011 года Россия ввела антидемпинговую пошлину 26% на украинские прокатные валки. Работа на порты помогла бы НКМЗ пережить тяжелые времена.
Алексей Андрейченко полагает, что прописать требование о приобретении оборудования у отечественного производителя в условиях концессии портов еще не поздно. Он приводит аналогию: при приватизации подписывается инвестиционное соглашение с Фондом госимущества Украины, в котором фиксируются требования по объему вложений. «В случае с концессией можно оформить аналогичное соглашение, в котором будут прописаны условия по закупке нового оборудования, – объясняет Андрейченко. – Выбор одного завода, возможно, сочли бы ограничением конкуренции, но в Украине работает Зуевский энергомеханический завод, который делает портовые краны, есть «Азовобщемаш», который производит аналогичное оборудование и мог бы расширить линейку».
e-finance.com.ua