Для создания в Московской области 60 промышленных округов подмосковные чиновники обещают привлечь в ближайшие пять лет 340 млрд руб. (около $12,5 млрд) частных инвестиций. Как заявил в конце прошлой недели министр экономики Московской области Вячеслав Крымов, создание промышленных округов позволит перейти от стихийного процесса инвестирования к управляемому и существенно изменит структуру экономики региона. В первую очередь будут расширены производство бытовой техники, легковых автомобилей, стройматериалов, а также нефтепереработка. Заявленный объем инвестиций более чем в три раза превышает доходную часть бюджета области на 2006 год, однако даже эти планы эксперты считают недостаточно амбициозными.
За счет привлеченных инвестиций, по словам Вячеслава Крымова, в Московской области к 2010 году планируется создать 8 логистических центров, 4 технопарка, 32 индустриальных парка, 6 агропромышленных, 7 многофункциональных парков и несколько офисно-деловых центров. Кроме того, к 2010 году область освоит под инженерную, транспортную и социальную инфраструктуры 4,5 тыс. га, построит 10 млн кв. м производственных площадей, 7 млн кв. м для размещения объектов логистики, 4,5 млн кв. м для размещения офисов. В результате, по словам министра экономики, темпы роста промышленного производства в регионе увеличатся с нынешних 13-15% в год до 23-25%.
По данным областного Министерства экономики, с 2001 года среднегодовой прирост инвестиций в регион составляет 22% (в целом по России, по данным Минфина, этот показатель равен 9-10%), а по объему привлеченных иностранных инвестиций область входит в первую десятку российских регионов.
В 2005 году область привлекла $2,7 млрд иностранных инвестиций, в 2006 году планирует привлечь $3 млрд (для сравнения: иностранные инвестиции в Москву в 2005 году составили $25 млрд).
Сейчас в Подмосковье реализуется около 350 инвестиционных проектов.
По мнению аналитика ИК "Русские финансовые традиции" Вадима Зуева, объем заявленных инвестпланов подмосковного правительства недостаточно амбициозен для достижения поставленных целей экономического прорыва. "340 млрд руб. на пять лет- это примерно $2,5 млрд в год, что сопоставимо с объемом вливаемыхв экономику региона инвестиций на данный момент,- подсчитывает он.- В целом этот объем средств не вполне достаточен". Кроме того, обращает он внимание, многое будет зависеть от распределения этих средств. "Приоритет стоило бы отдать логистической сети, отсутствие которой тормозит многие инвестпроекты, строительству дорог",- полагает он. По его мнению, области требуется около 200 логистических комплексов класса А (уровень, с которым готовы работать крупные западные компании), тогда как сейчас таких не более 30. "Стоимость одного подобного комплекса, с учетом земли, примерно $50-60 млн. Соответственно 100 таких комплексов - это уже почтиина заявленных инвестиций",- говорит Зуев. А создание дорожной сети, столь необходимой области, отмечает он, по закону осуществляется не за счет частных инвесторов. На строительство и ремонт дорог в рамках программы "Дороги Подмосковья" бюджет области выделяет в этом году более 11 млрд руб.- это самый большой объем финансирования среди всех областных целевых программ. Из более чем 18 млрд руб., направляющихся на финансирование экономики, более 13 млрд руб. предназначены для развития транспорта.
Округа и дороги
Программа формирования промышленных округов была принята правительством Московской области в прошлом году. Один из этих проектов уже получил статус технико-внедренческой особой экономической зоны - это Центр программирования в Дубне. В планах правительства - создание аналогичных технопарков в Троицке, Пущине, Черноголовке. Кроме того, не исключено, что Московская область будет претендовать и на создание ОЭЗ промышленно-производственного типа: как уже сообщал «Бизнес», первая попытка подмосковных властей получить право на реализацию такой ОЭЗ в Ступине успехом не увенчалась.
Помимо развития промышленных округов еще одним масштабным проектом Подмосковья, стоимостью $8-10 млрд, в этом году станет строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), начать которое планируется в июне. В плане развития области до 2020 года ЦКАД рассматривается не только как дорога, а как база для создания инфраструктуры и строительства новых предприятий. Кроме того, на прилегающих к ЦКАД территориях к 2020 году планируется построить 50 млн кв. м жилья.
Ольга Кувшинова
Инф. b-online
e-finance.com.ua